Колесникова Ирина
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
«Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
(Михаил Ломоносов)
Публикация «Консультация для родителей „Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Математика способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Математика – это точность, порядок, логика и организованность, что очень важно каждому человеку в современном мире.
Математика – это наука о количественных, пространственных и временных отношениях, о формах и величинах в окружающем нас мире.
Математическому развитию детей отводится большое место в Программе детского сада. Математическое развитие ребенка способствует формированию интеллекта ребенка, познавательных и творческих способностей.
Математическое развитие (МР) детей – это изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) и развития способностей осуществлять связанные с ними логические операции.
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – это формирование первичных представлений об основных свойствах объектов окружающего мира (о форме и величине) и об отношениях между ними (количественных, пространственных и временных).
Задачи математического развития детей в детском саду :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов, о величинах и форме, о количестве, пространстве и времени.
2. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сравнение, группировка и т. д.
3. Освоение экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания
4. Развитие логических способов познания математических свойств и отношений (сравнение, обобщение, классификация, сериация и т. д.)
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, стремления к поиску нестандартных решений задач.
7. Развитие аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие познавательной активности детей.
9. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости, навыков самоконтроля и самооценки.
Программа по формированию элементарных математических представлений включает следующие разделы:
• «Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
• «Величина и ее измерение» : представления о различных величинах, их сравнении и измерении (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе).
• «Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
• «Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, ориентировка в движении.
• «Ориентировка во времени» : представления о частях суток, днях недели, месяцах и временах года, развитие «чувства времени».
Программа для детей старшей группы
направлена на расширение, углубление и обобщение у них элементарных математических представлений :
Количество и счёт
• Уточнять понимание независимости числа от величины предметов
• Последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10
• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.
• Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу в пределах 10.
• Учить называть части, что часть меньше целого, а целое больше.
• Учить создавать множества из разных по качеству предметов.
• Учить считать до 10.
• Познакомить с порядковым счетом в пределах 10.
• Продолжать формировать представление о равенстве, определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов.
• Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений в пределах 10.
Величина
• Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине).
• Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.
• Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов.
• Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
Форма
• Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
• Учить различать и называть прямоугольник, его элементы : углы и стороны.
Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
• Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат.
• Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно - двигательного и зрительного анализа.
• Развивать представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре, кубе.
• Закреплять представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький).
Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве
• Обозначать в речи взаимное расположение предметов.
• Учить ориентироваться на листе бумаги.
• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
• Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения
• Определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Ориентировка во времени
• Дать представление детям о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
• Учить на конкретных примерах установить последовательность различных событий.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет более эффективным при использовании такого вида деятельности как конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. Именно, конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор Лего является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
Конструктор Лего позволяет и учиться играя, и обучатся в игре.