Ирина Игинова
Консультация для родителей «Формирование воздушной струи у детей 4–5 лет»
▼ Скачать +Заказ
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о таком важном компоненте звучащей речи как воздушная струя.
Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – посередине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование воздушной струи у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Средняя группа
- Темочки
Такую работу с детьми в рамках детского сада проводят и учитель-логопед и воспитатели. Однако, для более успешного формирования этого умения у ребенка необходима помощь родителей. Самое главное – проводить эти упражнения с ребенком в виде игры: надувать воздушные шарики и мыльные пузыри, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игры развивают и силу, и длительность воздушной струи, вырабатывают длительный ротовой выдох; формируют умение экономно
расходовать воздух в процессе речи.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на следующие моменты:
• во время дыхания плечи у ребёнка должны быть неподвижны;
• грудь не должна сильно подниматься при вдохе, опускаться при выдохе;
• живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе – опускаться;
• вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным, плавным;
• необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
• упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;
• сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
• говорить только на выдохе;
Упражнения на формирование воздушной струи
Познакомлю вас с некоторыми из этих игр, которые помогут ребенку сформировать правильную, наполненную воздушную струю. В день можно поиграть несколько раз, но не долго, не более 2-3 минут, во избежание головокружения у ребенка!
1. «Загнать мяч в ворота».
ЦЕЛЬ: выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
2. «Кто дальше загонит мяч».
ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
3. «Паровозик свистит».
ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи. Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
4. «Фокус».
ЦЕЛЬ: направление воздушной струи по середине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
5. «Узнай, что это».
ЦЕЛЬ: развитие обоняния и глубокого вдоха. На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
6. «Кораблик».
ЦЕЛЬ: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п] : «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.
7.«Мыльные пузыри».
ЦЕЛЬ: развитие меткости выдыхаемой струи. Задача- выдуть самый большой пузырь или как можно больше пузырей. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
8. «Флюгер».
ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Подуть длительно на вертушку так, чтобы воздушная струя шла по середине языка. Дуть на вертушку так, чтобы она крутилась.
9. «Погаси свечу».
ЦЕЛЬ: развитие сильной, прерывистой воздушной струи. Для этого упражнения понадобиться свеча, которую надо зажечь. Реб нок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу - задуть свечу как можно быстрее.