Кириченко Татьяна
Консультация для родителей «Формирование и воспитание культурно-гигиенических навыков и самообслуживания»
Формирование и воспитание культурно-гигиенических навыков и самообслуживания
Формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у ребенка способствует укреплению здоровья, воспитанию культуры поведения, а так же физическому и психическому развитию. Воспитание культурно-гигиенических навыков – это первооснова всей дальнейшей деятельности, первая ступень в трудовом воспитании, а так же развитие физически крепкого ребенка. Грамотно спланированная и организованная работа будет иметь, безусловно, положительный и высокий результат. Эта работа должна быть совместной, детский сад и дом, единство требований воспитателей и родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование и воспитание культурно-гигиенических навыков и самообслуживания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В возрасте 3-4 лет ребенку по силам одеваться и раздеваться, складывать и вешать одежду, обращать внимание на свой внешний вид, пользоваться индивидуальными средствами гигиены, самостоятельно и правильно мыть руки, во время еды правильно пользоваться столовыми приборами. Дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому большое значение имеет внешний вид и поведение взрослого, который является для ребенка примером и образцом.
Нужно помнить, что малыш с большим трудом приобретает необходимые навыки, и ему обязательно понадобиться помощь взрослых. Очень важна последовательность в обучении, учитывая опыт ребенка. Например, сначала научиться мыть руки, а потом лицо; ребенок быстрее научиться раздеваться, а потом одеваться; нельзя научить ребенка пользоваться вилкой, пока он не научиться правильно есть ложкой. Постепенный переход от простого к сложному, подводит ребенка к новой ступени самостоятельности. Позволяет совершенствовать свои навыки и поддерживает интерес к самообслуживанию. Условия, созданные дома для воспитания навыков самообслуживания, являются не маловажным фактором. Полочка или отведенное место на полке для личных предметов туалета, личное полотенце, вешалка для вещей ребенка по его росту и прочее.
На каждом этапе важно поддерживать ребенка, продолжать и закреплять проводимую работу воспитателем в саду, читая стихотворение, например, «Водичка, водичка, умой мое личико»
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
Проводить совместные игровые ситуации:
«Мыльные перчатки» (вместе с ребенком мылить ручки без воды до образования мыльной пены, одевая их мыльные перчатки). Мылить ручки можно под слова из потешки:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
«Умывалочка» (умываться вместе с ребенком, показывая, как правильно) Можно при этом проговаривать потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, понемножку.
Нет, не понемножку — посмелей,
Будем умываться веселей!
Поиграть в различные игры по теме:
«Что сначала, что потом» (из картинок составить алгоритм, например «мытье рук» или «распорядок дня»,
«Что лишнее» (разложите подобранные перед ребенком картинки и просите выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за лицом, зубами, волосами.
Можно перенести игровые ситуации на игрушки:
«Уложим куклу спать» (поиграйте вместе ребенком, уложите своих кукол спать, выполняя при этом порядок подготовки ко сну).
«День рождение у Мишки» (накройте вместе с малышом праздничный стол, в игровой форме повторяя с малышом правила поведения за столом)
Не менее важно, читать с ребенком художественную литературу: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Резиновая Зина», Н. Найденова «Наши полотенца», С. Маршак «Где обедал воробей», В. Берестов «Ложка», З. Александрова «Что взяла, клади на место», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Памятка для родителей
- всегда используйте в освоении навыков самообслуживания игровую ситуацию;
- поддерживайте в ребенке самостоятельность, активность и хороший эмоциональный настрой;
-не торопите и не старайтесь сразу помочь ребенку в выполнении какого-либо действия, пусть он выполнит его медленно, но самостоятельно;
- хвалите и поощряйте малыша, даже за самое маленькое достижение;
-помните, личный пример и комментарий, что и в какой последовательности нужно делать поможет малышу в освоении навыков самообслуживания.