Светлана Овсянникова
Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха и фонематических процессов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование фонематического слуха и фонематических процессов у
дошкольников».
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование фонематического слуха и фонематических процессов у дошкольников“» размещена в разделах
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что – то точно, а что – то очень приблизительно. Например, «игла» превращается в «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.
Фонематическое восприятие – первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после 4-х лет.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.
Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры на развитие фонематического слуха и фонематических процессов.
Игра «Будь внимательным!»
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук – р- :
Л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;
Ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;
Нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие звуки произносим мягко, звонкие согласные оглушаются в конце слова или перед другими согласными. Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например: произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко».
Игра «Назови картинки».
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук –ш-. Например: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.
Игра «Придумай имя»
Задача – учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: н- Настя, Надя, Наташа; В- Ваня, Валера, Вася, Валя.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот – к, банка – б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я,Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки. При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука – э-: не «эм»,не «мэ», чистый звук –м-, например в слове «мост».
Игра «Назови последний звук в слове»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – м, дуб – п.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце.
Игра «Отгадай слово»
Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Добавлялки»
Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук – ш-:…уба (шуба, …апка (шапка, …ар (шар).
Игра «Определи место звука в слове»
Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук – ш- в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).
Игра «Прохлопай слова»
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопай слова и назови количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).
Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.
Игра «Позови слово»
Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «нооты» - ударный гласный –о-.
Успехов Вам и Вашим детям!
С уважением, учитель-логопед Овсянникова С. А.