Вера
Консультация для родителей «Фантазия и ложь у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Фантазия и ложь у детей 4–5 лет
Детские психологи утверждают, что активно фантазировать дети начинают уже в возрасте 2.5-3 лет. Многие малыши любят фантазировать, а некоторые увлекаются настолько, что порой путают выдумки с реальностью.
Польза
Безусловно, процесс фантазирования полезен – таким образом развивается воображение, креативное мышление, интеллект и логика. Ведь если бы наши предки не фантазировали, не видать нам ни машин, ни самолетов и всех остальных изобретений.
Темочки:
Без этого навыка малышу сложно конструировать, рисовать, лепить и играть в целом. Фантазии часто используют детские психологи для борьбы с детскими страхами и обидами. Например, всем известный метод нарисовать свои страхи и уничтожить листок, тем самым «уничтожив» и негатив.
Сами того не замечая, часто мы фантазируем вместе с детьми. Например, про умерших прабабушку и кота я рассказываю дочери, что живут они на радуге и облаках. Дед Мороз, Святой Николай, добрые феи – все это наши выдумки.
Негативная сторона
У многих детей в возрасте 4-5 лет бывают и страшные фантазии. Причиной их появления может быть что угодно, в зависимости от впечатлительности ребенка, — грохочущий поезд, гром, колдунья из сказки или соседская собака.
В этом случае психологи советуют «вышибать клин клином». Помимо вышеописанного метода изображения и уничтожения страхов, есть и другие. Например, мама может уверить малыша, что страшная колдунья жутко боится волшебной палочки – веточки березы.
Одно время дочь очень боялась бездомных собак. После того как папа уверил ее, что всех их посадит в клетку, количество волнений заметно уменьшилось.
Развитие фантазии
Ввиду обилия игрушек, которые максимально копируют оригинал, фантазировать современным детям приходится все меньше и меньше. Если я в детстве водила камнем по тряпочкам, изображая процесс глажки вещей, то сейчас у моей дочери есть утюг, который не только брызгает водой, но и светится.
Понемногу и до нас доходит эра интерактивных игрушек, которые часто заменяют настоящих домашних животных. Например, ввиду невозможности завести живого котенка, мы недавно подарили дочке Furby – зверек, который поддерживает разговор, кушает, поет и не ложится спать без совместного подсчета барашков.
Фантазия или ложь?
Считается, что полное осознание такого понятия, как обман, приходит к детям в возрасте 7-10 лет. До этого все это воспринимается как нечто среднее между игрой и спектаклем.
Дети 4-5 лет уже более-менее понимают, что обман – это плохо. Вероятно, поэтому дочка на мой вопрос «Ты что, обманываешь?» хитро отвечает: «Нет, это шутка!».
Часто мы сами даем детям повод фантазировать, запугивая их невнятными Бабайками и мифическими дяденьками с огромными мешками для непослушных деток.
Уверена, что у многих из нас были моменты, когда ребенок был свидетелем осознанной маминой лжи. Вспомните, когда вы отвечали по телефону, что «мужа нет дома», «ой, мне в дверь звонят» и т. д.
Ложь – это преднамеренное, осознанное искажение фактов, с осознанием возможных последствий. А фантазия – это воображение, пусть и искажение фактов, но она не несет негативных последствий.
Одна из причин лжи – боязнь наказания. Ведь если ребенок знает, что за разбитый стакан он будет лишен прогулок и прочих удовольствий, то он, скорее всего, соврет, что стакан разбила кошка или сестричка. Здесь важно осуждать именно поступок, а не малыша.
Выводы
Детские фантазии нужны и важны. Ведь именно из активных фантазеров часто вырастают изобретатели, художники, скульпторы и дизайнеры.
При помощи добрых фантазий можно бороться с проблемами психики, стрессами и переживаниями. Их также можно и нужно использовать в воспитательном процессе – воображать различные варианты развития ситуаций, их последствия.