Елена Алещенко
Консультация для родителей «Если ваш ребёнок заикается»
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
В систему воспитания заикающегося ребенка входит создание спокойной, доброжелательной обстановки, предполагающей в семье атмосферу взаимного уважения, доверия и любви.
Зачастую родители неправильно ведут себя при возникновении у ребенка запинок судорожного характера. Одни просят ребенка замолчать, другие требуют от него «правильной» речи. Рекомендуется доброжелательно и внимательно выслушивать ребенка, стараясь начать с ним фразу или договорить ее вместе с ним. Весь тон общения с ребенком должен быть постоянно ровным, доброжелательным.
Публикация «Консультация для родителей „Если ваш ребёнок заикается“» размещена в разделах
Родителям необходимо учитывать интересы ребенка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не оставлять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не заснет.
Важно помнить, что насмешливое, неуважительное отношение к ребенку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, общей неудовлетворенности.
Слишком строгая авторитарная система воспитания, запугивание, побои, излишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающегося ребенка. Но и повышенная тревожность за состояние его здоровья, подавление его самостоятельности, стремление матери, бабушки сделать все за ребенка, отсутствие каких-либо требований, связанных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование его личности.
Дети, не посещавшие ранее дошкольное учреждение, как правило, с большим трудом привыкают к новой обстановке, тем более дети младшего дошкольного возраста. Родители должны вселять в ребенка чувство уверенности, спокойствия по поводу предстоящих изменений жизненного уклада. Родителям необходимо напомнить, что режим их ребенка дома и в детском саду должен быть схож: в те же часы игра, отдых и сон. Как дома, так и в саду ребенок должен постоянно ощущать, что его любят и всегда рады ему.
Речь родителей при общении с ребенком должна отвечать следующим требованиям:
отсутствие дефектов звукопроизношения;
хорошая артикуляция;
темп речи должен быть слегка замедлен;
звучание речи должно быть плавным, напевным, хорошо модулированным и интонированным.
Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых в обстановке, связанной с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.
Велико коррекционное воздействие музыки для создания положительного, уравновешенного, спокойного эмоционального состояния ребенка. Можно прослушивать дома записи музыкальных произведений, используемых в саду, можно подбирать их и самим, но консультироваться при этом. Спокойная, мелодичная, приятная музыка может звучать, в то время как ребенок играет, занимаясь строительным материалом, мозаикой, конструктором, лепкой, рисованием, аппликацией.
Что касается детей с плохим развитием моторики, необходимо уделить внимание формированию у них основных движений, заняться упражнениями в равновесии, ходьбе по перекладине, а также освоением танцевальных движений. Для развития мелкой моторики рук у детей рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук, а также комплексом пассивной, затем и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.
Благотворно влияет на развитие мелкой моторики обучение навыкам самообслуживания (особенно застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.).
Особенно важна правильная тренировка фонационного дыхания. Под фонационным дыханием мы понимаем озвученный выдох. Если родители владеют игрой на музыкальных инструментах, то прекрасным упражнением для этого будет пение детских песенок с простым текстом.
Родителям заикающихся детей необходимо помнить о важности формирования внимания к речи собеседника. При передаче информации нужно посмотреть ребенку в глаза, заставив его сосредоточиться на сообщаемом материале, с целью понять его.
На речь заикающегося ребенка благотворно влияет прослушивание пластинок с записью стихотворений, потешек, сказок, рассказов в исполнении мастеров слова. Если родители владеют навыками выразительного чтения, то можно вслух читать детям соответствующую их возрасту литературу. При этом взрослые должны обращать внимание детей на красоту звучащей речи, на ее выразительность, напевность, употребляя следующие выражения, характеризующие эту речь: спокойная, плавная, красивая.
Таким образом, воспитание заикающегося ребенка требует от родителей в течение всего времени, пока речь ребенка не нормализуется, подчинения интересов всей семьи коррекционному процессу.