Майя Павлова
Консультация для родителей «Если ребенок молчит»
▼ Скачать + Заказать документы
Многих родителей тревожит вопрос, когда ребенок должен начать говорить? Оказывается, возраст овладения речью зависит от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.
Существует понятие о пассивной и активной речи. Давайте же разберемся, что это такое.
Пассивная речь –это все слова, которые ребенок знает, понимает, но не произносит.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок молчит“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Пассивная речь опережает в своем развитии активную, и в 7—8 месяцев жизни малыш может понимать многие слова, узнает названия предметов, которые произносит взрослый, умеет находить предметы глазами. К концу первого года жизни дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями: услышит «ладушки-ладушки» — начинает весело хлопать в ладоши. А скажешь «до свидания» — он машет рукой.
Активная речь-это слова, фразы которыми ребенок постоянно пользуется.
Бывает, вплоть до 2 лет ребенок, понимая речь взрослых, выполняя их просьбы («дай», «сядь», «возьми») при этом не произносит ни одного слова, объясняясь с помощью лепета и жестов. Но речь при этом развивается и переход к активной речи может происходит внезапно, развернутыми предложениям. Запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка.
Поэтому не стоит паниковать, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2—3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и находит по названию различные предметы, значит, его речевое развитие соответствует норме и рано или поздно ребенок заговорит. А вот когда именно - зависит от условий жизни малыша, которые создают и организуют взрослые. Самое главное условие - это общение со взрослыми.
Если родители удовлетворяют все его потребности, угадывая желания по первому взгляду и звуку, у малыша не возникает потребность в общении со взрослым. А если ребенка прекрасно понимают и без слов, то зачем ему говорить? С точки зрения психологии речь - это потребность ребенка выражать свои желания словами.
Как способствовать развитию речи в каждодневном общении с чадом?
Организуйте сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе» : как можно больше говорите с ним, читайте ему, вместе слушайте и пойте детские песенки, демонстрируйте различные движения губами и языком, создавая таким образом необходимые условия для речевого общения.
Помните, что малышу необходим эмоциональный контакт: ласковое прикосновение, положительная оценка его возможностей, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Для этого подходят простые игры: взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку», спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом, используйте игры - потешки: «сорока-ворона» «ладушки -ладушки» и т. д.
В присутствии малыша говорите за разных зверюшек, рассматривайте и обсуждайте яркие картинки детских, красиво оформленных книжек («Покажи цыплёнка!», «А как цыплёнок пищит?», «Как дождик капает?- Кап, кап!»).
Обращаясь к ребенку, говорите четко и ясно. Исключите общение в искаженном - смягчающем стиле.
Внимательно наблюдайте за своим малышом, чтобы понять его интересы и знать его характер. Ничто так не способствует развитию малыша, как ваша любовь, забота и искреннее желание отдать ему частичку себя.