Дарья Бурдина
Консультация для родителей дошкольников «Классические произведения дома»
▼ Скачать
Консультация для родителей дошкольников «Классические произведения дома»
Нужно ли дошкольникам слушать классическую музыку?
В настоящее время влияние классической музыки на детей бесспорно. Ошибочно некоторые родители могут считать, что классическая музыка скучна и непонятна для восприятия не только детьми, но и самими взрослыми. Здесь важно обратить внимание на то, что академическая музыка не представляет собой только лишь симфонии, концерты для различных инструментов и оркестра, арии из опер и т. п. Начинать знакомство с музыкой можно с так называемой программной музыки, которая сразу имеет название, заявленное композитором. А вот следующее дело – дело вашей фантазии – будете ли вы с ним согласны или увидите в сочинении что-то своё.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Классические произведения дома“» размещена в разделах
С какого возраста можно начинать слушать классическую музыку?
- На первом-втором году жизни малыши различают общее эмоциональное настроение музыки. Конечно, в это время лучше сосредоточиться на колыбельных, потешках, а лучше всего – петь их самостоятельно. Также можно начинать знакомить ребёнка с их первым инструментом, которые наверняка у вас есть – погремушки, далее – колокольчики, барабаны (или их подручные заменители, ксилофоны;
- В младшем дошкольном возрасте дети лучше воспринимают пьесы небольшого масштаба, с яркими образами, в особенности песни с понятным им содержанием. В этом возрасте детям характерно внешнее проявление эмоций – удивление, восхищение, радость, при этом оно выражается и в движении – прыжки, притопывания, приседания, хлопки;
- У детей среднего дошкольного возраста появляется желание рассказать о впечатлениях после прослушанного произведения, узнать, о чём оно, проявляется музыкальная память;
- Дети старшего дошкольного возраста улавливают детали в музыке более точно, умеют сосредотачиваться. Также они уже могут выделить самые яркие для их восприятия моменты и самостоятельно находят выразительные образы и описание для них, демонстрируя обширный для их возраста словарный запас.
Таким образом, и музыкальные произведения с каждым годом жизни усложняются, становятся разнообразнее образы, настроения и выразительные средства этих сочинений.
Отсюда следует вывод – чем раньше ребёнок начнёт слушать, воспринимать музыку, тем раньше он начнёт видеть и понимать богатый и выразительный мир, который в ней сокрыт.
Слушание музыки – нужно действительно сидеть и слушать произведения от начала до конца?
Слушание музыки должно приносить ребёнку радость, поэтому не нужно предлагать начинать слушание с фраз «Сиди спокойно, когда звучит музыка», «Слушай, когда я тебе играю», «Слушай, как я пою». Лучше помочь найти свои формы общения с музыкой, которые обязательно будут вызывать интерес и положительные эмоции. Именно поэтому не стоит воспринимать слушание музыки как буквальное «сидение».
Как правильно слушать классическую музыку?
- Поначалу стоит слушать произведения камерного состава: ансамбли, дуэты, произведения для фортепиано, произведения для сольных инструментов с фортепиано;
- Масштабные произведения типа симфоний, кантат, месс и опер пока лучше трогать. Начинаем с программных сочинений (т. е. с названием) небольшого масштаба;
- Если вы видите, что вашему ребёнку не нравится данное произведение – не заставляйте его, лучше попробовать потом снова, но уже с другим музыкальным материалом;
- Чтобы не слушать музыку сидя, можно спросить у ребёнка «Кто поёт эту музыку?» или «На кого это похоже?». Затем можно предложить изобразить этого персонажа в движении (т. е. танце) или же на бумаге, а если ребёнок увлекается конструктором – можно его составить из деталей. Можно нарядиться, использовать атрибуты при его изображении.
- Если ребёнок затрудняется придумать образ – попробуйте ему помочь, задав уточняющие вопросы – «Эта музыка быстрая или медленная? Лёгкая или тяжёлая? Весёлая или грустная?». И уже от этого исходить, кому может подойти такая музыка.
- Для подкрепления полученного образа можно поискать, есть ли видеоряд по некоторым произведениям.
Можно ли слушать музыку в повседневной жизни, не акцентируя на ней внимание?
Слушать музыку можно и в повседневной жизни. Но следует помнить о нескольких правилах: источник звучания музыки должен располагаться на расстоянии не менее одного метра от ребенка, звучание не должно превышать громкости разговорной речи, а слушать музыку можно около 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день.
Какие произведения слушать?
Ниже я представлю перечень классических произведений по моим рекомендациям. Дальше – дело за вами!
1. П. И. Чайковский. «Детский альбом».
2. М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов».
3. К. Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных».
4. И. Штраус, Полька-пиццикато.
5. И. Брамс. Колыбельная.
6. П. И. Чайковский. Вальс цветов.
7. С. В. Рахманинова. Итальянская полька.
8. Д. Д. Шостакович. Цикл «Танцы кукол».
9. С. В. Рахманинова. «Вокализ» (соло – виолончель).