Татьяна Грачева
Консультация для родителей «Домашний игровой уголок детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого ребенка должен быть игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать и играть.
Для домашнего уголка понадобиться детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т. п. Нужны два стула (один для ребенка, другой для взрослого). Стол надо разместить со свободным подходом к любой стороне.
В уголке должен быть открытый низкий стеллаж или этажерка для игрового материала.
Темочки:
Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам, а взрослый освобождается от лишних хлопот. В игровом уголке дети вправе и разбросать игрушки и навести порядок.
Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к личному пространству ребенка. До 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста. Ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто ненужная вещь.
У родителей еще одна ошибка - уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол. Следуя такой логике «навырост», родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям. Письменный стол, как и школьный ранец, - это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника.
Для всех этих видов деятельности, развивающих дошкольника, в истории человеческого общества изобретались и отбирались наиболее подходящие материалы.
Ребенку исполнилось два года и надо правильно наполнить игровой уголок. Начнем со стержневых материалов. Для сюжетной игры это средних размеров кукла и антропоморфное мягкое животное. Такие игрушки обычно становятся объектами эмоциональной привязанности.
Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти. Материалы для лепки, рисования и конструирования – это одновременно и объекты для практического исследования.
Для конструирования понадобиться большой строительный набор из дерева.
Также домашний дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность. Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение. Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего».
Бумага, пластилин и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, рисунков, стимулирующих ребенка к творчеству. Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок.
Избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника.
Что делать, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Надо иметь в виду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Взрослым к расчистке следует отнестись деликатно.
Таким образм, эти рекомендации годятся для любого игрового уголка. Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности. Главное, надо помнить, что игровой уголок – это личное пространство ребенка, его самореализация.