Любовь Русын
Консультация для родителей «Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» п. Маромица
«Детские народные подвижные игры
как средство патриотического воспитания»
Подготовила: Русын Любовь Геннадьевна
воспитатель высшей квалификационной категории
2019 г.
Публикация «Консультация для родителей „Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Давайте детям больше и больше содержания общего,
человеческого, мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим через родные и
национальные явления…
В. Белинский
Патриотизм — это чувство любви к Родине, Отчизне, тому месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность. В последнее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Для того, чтобы знания, полученные в процессе проведения непосредственно — образовательной деятельности, были прочными, необходимо их постоянное закрепление в повседневной жизни. И для этого, как ничто другое, подходит игра, так как именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, с ее помощью дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Игра является способом познания окружающего мира. Через нее дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания. Например, в таких играх, как: «Кошки мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок», «Горячая картошка» отображается быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика, лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Отсюда и появились такие интересные игры.
При объяснении правил игры необходимо рассказывать детям о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Использование народных игр в процессе дошкольного воспитания позволяет закреплять знания детей о народных традициях, ведь народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Особенность подвижных народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Подвижные народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста.
Роль взрослого в ходе народных подвижных игр заключается в том, чтобы заострить внимание детей к народной игре, привить желание играть. Для этого сначала нужно использовать простые игры типа : «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Жмурки», «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.
Кроме того, во время игры необходимо следить за тем, чтобы движения детей были точными, соответствовали правилам, следить за дозировкой физической нагрузки, поддерживать и регулировать эмоционально — положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры нужно обращать внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Во многих народных подвижных играх перед тем как начать играть, нужно выбрать водящего. Для этого можно использовать различные способы: зазывалки, считалки, жеребьевки.
Через народные игры, речевки, упражнения, считалки у дошкольников формируются первые чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках, и на прогулках, и на вечерах досуга и т. д. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт, что очень заинтересовывает детей. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка — в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Таким образом, народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.