Шимон Ольга
Консультация для родителей «Детская самооценка»
▼ Скачать + Заказать документы
Виолетта Александровна Шуляк
Решебник для мамы
Детская самооценка
«Как корабль назовут, так он поплывет» – гласит народная мудрость. Так и ребенок: в добрых, заботливых руках расцветает, а в нетерпеливых, грубых – вянет. Секрет кроется в неправильно сформировавшейся самооценке.
Публикация «Консультация для родителей „Детская самооценка“» размещена в разделах
Самооценка бывает адекватной, то есть совпадающей с действительным положением вещей, и неадекватной.
Дети с адекватной самооценкой имеют четкое представление о своих возможностях – физических и интеллектуальных. Успех для них – это стимул идти дальше и браться за более сложные задачи, а неудачи воспринимать спокойно. Такие дети активны, находчивы, любознательны, знают свои способности.
Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной.
Как у детей, так и у взрослых чаще встречается заниженная самооценка. Такие люди не уверены в своих силах, что формирует богатую почву для развития обидчивости итревожности. При успешном завершении дела ребенок искренне полагает, что это просто удача. Его преследуют сомнения при начале любого дела, страх перед трудностями. В результате он становится мнительным, пассивным. Таким детям свойственна эмоциональная отстраненность, необщительность, поэтому они тяжело заводят знакомства и вливаются в новый коллектив. Иногда это способствует плохой успеваемости. Попав под влияние лидера, они легко подаются манипулированию.
В подростковом возрасте низкая самооценка у мальчиков и девочек принимает разные формы. Если мальчики винят в своих проблемах других и прикрывают неуверенность в себе агрессивным поведением, то у девочек это выражается в неприятии себя, комплексах: «Я некрасивая», «У меня плохая фигура», «Мой нос неправильной формы».
Детей с завышенной самооценкой выдает самоуверенность, нетерпимость к окружающим, заносчивость, провоцирующая частые конфликты. Чрезмерное самомнение толкает их к победе зачастую любой ценой. Неудачи воспринимаются ими как несправедливость или следствие плохого настроения, но никогда как нехватка способностей. Они не боятся брать на себя ответственность, если это входит в их интересы, проявляют рвение и энтузиазм к новым делам. Как правило, их эгоистичность и высокомерие помогают им влиять на окружающих людей.
По результатам исследований ученых Кентукского университета, проведенных в 1987 году, взрослые люди с завышенной самооценкой быстрее разрывают союз и отправляются на поиски нового партнера, не берегут то, что имеют.
Возрастные особенности самооценки
Дети приходят в мир с высшей степенью эгоизма – эгоцентризмом. Его пик – это период с 2 до 4 лет. В этом возрасте дети оценивают себя сквозь призму мнения взрослых. Чуть позже на самооценку начинает влиять положение, занимаемое ребенком в группе (садике, на детской площадке, так сказать статус малыша. Например, дети с высокой самооценкой пользуются популярностью, сразу выделяются в коллективе. Они общительны, открыты, играют в любые игры, примеряя на себя разнообразные роли, проще знакомятся и устанавливают дружеские связи.
Но уже в начальных классах ребенок перестает ставить себя чересчур высоко, поскольку уже имеет сформировавшееся представление о своих поступках, значимости в коллективе и характере. Он более реально оценивает свой позитивный и негативный опыт. Если же у ребенка старше 8 лет налицо признаки эгоцентризма, конфликтности и агрессии, стоит задуматься о его завышенной самооценке.
В школе на самооценку ребенка влияет успеваемость и мнение учителей. Плохие оценки повышают детскую тревожность, подавляют интерес к учебной деятельности, и, как результат, снижается самооценка. Как бы родители ни ориентировали ребенка на успехи в школе, основным для ребенка должно оставаться их мнение. В дальнейшем именно родительская установка на самореализацию сможет стать ключом к счастливой жизни.
Как проверить самооценку ребенка?
Проверить самооценку можно примерно после 6 лет, когда ребенок уже пытается оценивать свои и чужие возможности, дает характеристику поступкам окружающих людей, продумывает свои действия.
На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий, которые обозначаются сверху и снизу: умный – неумный, здоровый – нездоровый, сильный – слабый и т. д. Таких шкал может быть много или всего две в зависимости от возможностей ребенка оценивать себя. Отмечается середина каждой шкалы.
Задание. Ребенку предлагается отметить, где, по его мнению, его место на каждой шкале. По окончании задания следует предложить ему другим карандашом отметить, где ему хотелось бы оказаться.
Значение. Если первая отметка у детей до 8 лет находится на уровне от середины до самого верха, это означает завышенную самооценку, свойственную детям в этом возрасте. Не надо стесняться спросить, почему ребенок так высоко себя оценивает. Второй показатель должен быть выше первого – ребенок должен стремиться к лучшему в будущем.
Для детей старше 8 лет первый показатель на середине шкалы будет свидетельствовать об адекватной самооценке, а выше середины – о завышенной.
Подготовила физинструктор Шимон О. А.