Пиховкина Татьяна
Консультация для родителей «Дети и компьютер»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Дети и компьютер"
Современные дети активно взаимодействуют с телевидением, видео и компьютерными технологиями. В то время как предыдущие поколения получали знания из книг, современные дети получают информацию через визуальные образы.
Темочки:
На экране монитора оживают фантазии ребёнка, герои сказок и литературных произведений. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. В компьютерной игре они создают особый мир, который похож на реальный, но в то же время отличается от него.
Компьютерные игры разработаны таким образом, чтобы ребёнок мог не только представить себе конкретное понятие или ситуацию, но и получить обобщённое представление о похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важные мыслительные операции, как обобщение и классификация, которые обычно формируются у детей в возрасте 6–7 лет.
Одна из основных функций компьютерных игр — обучающая. Давайте рассмотрим это подробнее и посмотрим, какие преимущества может дать компьютер по сравнению с живым учителем.
В этих играх ребёнок начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а лишь их символы. В различных играх эти символы усложняются, становятся всё более обобщёнными и всё меньше напоминают реальные предметы.
Почти все родители знают, как сложно бывает увлечь ребёнка занятиями. С компьютером же ребёнок занимается с удовольствием и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей, как и любая новая игрушка.
Итак, компьютер способствует развитию множества интеллектуальных навыков.
Однако есть один нюанс.
Нельзя забывать о балансе и умеренности. Любое лекарство может стать ядом, если принимать его в чрезмерных количествах.
Важно понимать, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного подхода, терпения и заботы со стороны взрослых.
Существуют определённые ограничения по времени. Так, детям в возрасте 3–4 лет не рекомендуется проводить перед экраном более 20 минут, а детям 6–7 лет можно увеличить время ежедневных занятий до 30 минут. К сожалению, сейчас часто встречаются дети, которые проводят за компьютером больше времени, чем рекомендуется. Чрезмерное использование компьютера может не только ухудшить зрение ребёнка, но и негативно сказаться на его психическом здоровье.
Хотя компьютерные игры имеют множество преимуществ, они не могут заменить реальное общение. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение вызывает у них эмоциональное напряжение и стресс, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.
Компьютер позволяет перенестись в другой мир, который можно увидеть и с которым можно взаимодействовать. Однако при этом ребёнок всё больше отдаляется от реального мира, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такое погружение в искусственную реальность может привести к психологической зависимости от компьютера.
Компьютерные навыки могут играть лишь вспомогательную роль в развитии навыков реального общения.
Как определить момент, когда ребёнок устаёт от работы на компьютере?
Уровень эмоциональной вовлечённости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть разными. Это может быть связано с воспитанием или индивидуальными особенностями здоровья, нервной системы и другими психофизиологическими показателями. Поэтому у разных детей время наступления утомления может отличаться: у одного через полчаса, у другого через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Также стоит учитывать самочувствие ребёнка в данный момент.
Особое внимание следует обратить на особенности личности ребё нка: насколько он медлителен или быстр, впечатлителен или заторможен, самоуверен или встревожен, уверен ли он в себе.
По мере утомления ребёнка во время компьютерных занятий его поведение меняется и проявляется по-разному. Например, у медлительных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении позы (полулёжа, лёжа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола, в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ёрзание, частые перемены позы) и в изменении настроения.
У активных детей утомление проявляется иначе — с увеличением нервно-мышечной напряжённости. У них усиливается двигательная активность (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п., появляются всплески эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).
По мере утомления от общения с компьютером психическое состояние и поведение детей также меняется по-разному. У одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, возникают негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или, при продолжении интересной игры, уход в себя. Всё это может привести к невротическим реакциям (астеническим, фобическим, соматовегетативным изменениям эмоционального статуса, аутизму, депрессии) при злоупотреблении компьютером.
У других детей утомление проявляется в чрезмерной нервной возбудимости и агрессивности.