Мария Баглай
Консультация для родителей «Дети должны жить в мире красоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Дети должны жить в мире красоты» подготовил воспитатель первой категории Баглай М. В. «Творчество не приходит к детям
по какому-то наитию.
Творчеству надо учить.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии и творчества».
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Консультация для родителей „Дети должны жить в мире красоты“» размещена в разделах
В условиях современного дошкольного образования проблема активизации творческого потенциала личности остается одной из самых актуальных. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных задач, способных жить в обществе и быть полезными этому обществу.
Творчество - не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. В толковом словаре С. И. Ожегова творчество трактуется, как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. В педагогике и психологии под творчеством понимают такую деятельность, которая осуществляется на основе фантазии, воображения, обоснованной догадки, выдвижение и проверка гипотез. Оно имеет место тогда, когда дошкольник продумывает то, что он раньше не видел, чего в его непосредственном прошлом опыте не было. Многие ученые пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий. Английский психолог Т. Рибо выделил три фазы: накопление фактов или опыта, вызревание будущего проекта или образа и, наконец, рождение нового. Таким образом, мы пришли к выводу, что все исследователи сходятся в том, что творчество является процессом, который озаряется внезапным решением.
Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведения искусства. Творчество детей обладает одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. А вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное - не является первостепенным.
Ребёнок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество.
Занимаясь рисованием, малыши учатся создавать изображения, опираясь на представление либо натуру; пробуют создавать сюжеты на заданные темы из жизни, либо явлений природы. Также даются понятия об оттенках, которые малыши активно используют, создавая образы и узоры по мотивам народного прикладного искусства. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы.
Немаловажное значение для развития творческих способностей отводится лепке. Разумеется, лепка является лишь одним из средств творческого развития.
Однако опыт показал, что всестороннее развитие и воспитание детей в процессе лепки происходит не само по себе. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения поделки их будут более разнообразными, интересными и выразительными. Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с пластичными материалами и соответствующими инструментами. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.
На занятиях аппликацией ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы вылепить, сконструировать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, расположение частей. Дошкольники воспроизводят в лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает «пищу» работе воображения.
Важная роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства, так как процессе детского творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета.
Кроме того, в совместной творческой деятельности у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Таким образом, в творческом процессе создаются благоприятные условия для развития творческих способностей, эстетического воспитания и эмоций. Детское искусство обогащает творческие стремления осмыслить взрослый мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, закрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме. Без преувеличения - священный долг взрослых помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчества детей и попробовать исправить этот мир хотя бы в деталях. Творчество ребенка может проявляться не только в его желании рисовать или петь, оно также проявляется даже в том, как он поставит перед собой тарелку и разложит столовые приборы. Ведь творческий по натуре человек всегда делает всё не совсем так, как другие. Конечно, в будущем творческий человек может столкнуться с рядом специфических проблем, но именно творчество подскажет ему путь к их разрешению.