Лариса Парамонова
Тренинг толерантности для педагогов «Жить в мире с собой и другими»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели тренинга :
1. Ознакомить участников тренинга с понятием «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность»; критериями и социальными проявлениями толерантности и интолерантности, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а так же в различных жизненных сферах.
Публикация «Тренинг толерантности для педагогов „Жить в мире с собой и другими“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Научить участников тренинга конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
3. Развить воображение, способность к эмпатии, сопереживанию, доверию, достоинству и самопознанию как элементам толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
Оборудование:
• блюдо с яблоками; спокойная музыка;
• тетрадные листы по количеству участников;
• 2 одинаковых портрета мужчины;
• песня, вызывающая двоякое мнение;
• солнышки, вырезанные из бумаги;
• литературный отрывок из любого текста;
• приветствия на разных языках (по количеству участников, записанные на листочках.
План тренинга :
I Приветствие:
1. Приветствие ведущего
2. Упражнение – приветствие «Как люди разных стран приветствуют друг друга»
II Разминка:
1. Упражнение «Чем мы похожи»
2. Речевая настройка на работу в кругу.
III Теоретическая часть:
1. Мини – лекция «Что такое толерантность» (раскрытие понятий «толерантность», «интолерантность»)
2. Упражнение «Портрет толерантной личности»
IV Психологический практикум:
1. Упражнение «Снежинка»
2. Упражнение «Два портрета»
3. Упражнение «Шаг на встречу»
4. Упражнение «Ничего страшного…»
5. Упражнение «Сарафанное радио»
6. Упражнение – релаксация «Волшебная лавка»
V Обратная связь:
1. Упражнение «Оживи солнышко»
2. Итоговые слова ведущего.
Содержание тренинга :
I. Приветствие:
1. Приветствие ведущего:
Ведущий: «Здравствуйте уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на нашей встрече. Перед тем, как перейти к занятию, давайте поприветствуем друг друга».
2. Упр. – приветствие «Как люди разных стран приветствуют друг друга»
Цель: Познакомить участников с занимательной информацией, которая может использоваться ими в работе; эмоциональный настрой участников тренинга.
Оборудование: листочки с заранее подготовленными приветствиями разных национальностей
Ведущий: «Прошу вас вытянуть по одному листочку и поприветствовать остальных именно так…» (презентация приветствий участниками)
II. Разминка:
1. Упр. – «Чем мы похожи?»
Цель: Создать непринуждённую обстановку, доброжелательную атмосферу в группе; повешение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Ход: Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг кого – то из участников на основе определённого реального сходства с собой. Например: «З. И. выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас одинаковый цвет волос» или «…потому что мы оба воспитатели». Вызванная участница выходит в круг и потому же принципу вызывает следующего участника и так каждый. В итоге все участники оказываются в центре круга.
2. Речевая настройка в кругу. (настройка участников тренинга на работу)
III. Теоретическая часть:
1. Мини – лекция «Что такое толерантность?»
Ведущий: «Тема нашей встречи «Жить в мире с собой и другими». Название говорит само за себя.
Что это значит?» (высказывания участников по кругу)
Ведущий резюмирует: «Суть ваших высказываний сводится к тому, что каждый из нас должен обладать качествами толерантной личности.
Небольшая справка: Толерантность (от лат. – терпение) – т. е. терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении нескольких веков, этот процесс продолжается и до сих пор. Происходит это, потому что между людьми возникают всё новые и новые формы нетерпимости (интолерантности) – это: национализм, фашизм, терроризм, расизм и т. д. Нетерпимость основывается на убеждении, что мои взгляды, мой образ жизни, моё мнение – стоят выше всех. Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, говорит и живёт иначе, просто за то, что он существует. Сейчас в современном мире результаты интолерантности мы можем наблюдать в широком диапазоне – это междоусобные войны, этническое насилие».
2. Упражнение «Портрет толерантной личности»
Цель: Расширить круг представлений участников о толерантной личности т и создать словесный портрет ТЛ; сближение участников в коллективной работе;
Ход:
«Перечислим по кругу качества толерантной личности, не повторяя друг друга».
Рефлексия: - Приходилось ли вам в жизни встречаться с таким человеком?
Ведущий: «Толерантность – как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально (с рождения). Она должна быть специально сформирована и воспитана.
Дошкольный период – самый сензетивный период для развития различных знаний, умений и навыков ребёнка. Поэтому работа по формированию толерантной личности должна проходить именно в это время. Самое простое, что может усвоить дошкольник – это то, что нужно быть добрее друг другу, уважительно относиться к окружающим, прислушиваться к мнению других, проявлять заботу к братьям нашим меньшим, уметь сочувствовать и сопереживать. Со временем эти качества ребёнка перерастут в черты стабильной толерантной личности».
IV. Психологический практикум:
Ведущий: «А сейчас я предлагаю поиграть и с помощью упражнений определить некоторые аспекты толерантности»
1. Упражнение «Снежинка»
Цель: Преодоление стереотипов, развитие умения принимать иную точку зрения.
Оборудование: тетрадные листы по количеству участников.
Ход: участники группы рассчитываются на 1-2. Первые номера остаются сидеть, как сидели. Вторые номера поворачивают стул и садятся спиной к центру. Участникам раздаются листы.
Инструкция: «Нужно будет действовать точно по инструкции, молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие :
• Сложите лист пополам и оторвите правый верхний угол.
• Снова сложите лист пополам и оторвите правый угол
• Опять сложите лист пополам и оторвите правый угол
• Оставшийся лист ещё раз сложите пополам и оторвите правый верхний угол
• Разверните лист и продемонстрируйте нам
Рефлексия: - Можно ли сказать, что кто – то выполнил упражнение неправильно?
- Какой можно сделать вывод?
«Уважительное отношение или терпимость к поступкам, словам, мнениям других людей, даже если они отличаются от моего».
2. Упражнение «2 портрета»
Цель: Осознать роль установки в аспекте проявления толерантности.
Оборудование: 2 одинаковых портрета мужчины.
Ход: группа делится на 2 подгруппы. Участники располагаются так, чтобы не видеть портрета соседей по игре. Одной группе сообщается, что данный человек – преступник, а другой - известный учёный.
Задание: «Найдите черты, которые доказывают мою установку». (высказывания команд,показ портретов - они одинаковые)
Рефлексия: - Повлияла ли моя установка на ваши рассуждения?
«Не судить о человеке только по установкам…».
3. Упражнение «Шаг навстречу»
Цель: Предоставить участникам возможность прислушаться к мнению других; умение договариваться и искать компромисы.
Оборудование: песня, вызывающая двоякое мнение.
Ход: участники слушают песню, вызывающую заведомо разные чувства и мнения. Ведущий просит справа от себя встать тех, кому эта песня нравится, а слева тех – кому она не нравится. Каждая сторона выдвигает аргументы в пользу своего мнения, пытаясь переубедить тех, кто напротив. Если в итоге им удаётся договориться, то они делают шаг навстречу.
Рефлексия: - Просто ли было договориться между собой? Что помогало? Что мешало?
«Готовность мериться с чужим мнением, умение договориться, умение найти компромиссы, решать проблемы конструктивным путем».
4. Упражнение «Ничего страшного…»
Цель: Умение проявлять чувство сострадания, эмпатии.
Ход: участники делятся на 1-2. Первые номера жалуются на что – то, а вторые – должны в свою очередь успокоить, начиная с фразы «Ничего страшного…»
Рефлексия: - Что легче или труднее: быть в роли жилетки для окружающих или в роли высказывающегося?
«Проявление чувства сострадания и эмпатии к окружающим»
5. Упражнение «Сарафанное радио»
Цель: Дать участникам увидеть наглядно, что каждый человек воспринимает информацию и передает ее по-своему – с изменениями и личными переживаниями.
Оборудование: отрывок из литературного текста
Ход: 4 участникам по – желанию покидают аудиторию, оставшимся объясняется цель упражнения. Приглашается первый участник, которому зачитывается отрывок. После чего, в круг приглашается второй участник, которому первый приглашенный рассказывает то, что услышал. Затем приглашается третий участник, который слушает отрывок в пересказе второго и так до последнего участника»
Рефлексия:
-Что поняли в процессе данного упражнения?
«Доверять информации о ком-то или о чем-то, которая звучит из первых уст»
6. Упражнение – релаксация «Волшебная лавка»
Цель: Помочь участникам сосредоточиться на представлении о себе, на своих особенностях и на их анализе; обдумать, что им хотелось бы изменить в себе.
Оборудование: блюдо с яблоками; спокойная музыка.
Ведущий: «У медиков есть заповедь: «Врач – излечи себя сам!», а мудрецы рекомендовали всем без исключения начинать с самопознания. Я тоже предлагаю вам обратить внимание на самого себя и провести анализ собственных достоинств и недостатков».
Инструкция: «Я предлагаю вам отдохнуть. Устройтесь по удобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, добейтесь полного расслабления.
Представьте, что вы идёте по узенькой тропинке через лес. В лесу сумрачно и прохладно… и только кое-где, сквозь листву проглядывают лучики солнца.
Внезапно тропинка приводит вас к дому. Вам интересно и вы заходите внутрь. Здесь полки, ящики, зеркала. Оказывается, это старая волшебная лавка. Теперь представьте себе, что я продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести, что-нибудь, но не вещи, ни драгоценности, а черты характера, способности и таланты.
Но есть одно правило: за каждое приобретённое качество вы должны расплатиться, каким-нибудь своим качеством, которое у вас в избытке или вовсе вам не нужно и вы хотите от него избавиться. Подумайте…
На счет ТРИ мы возвращаемся в круг и тот, кто пожелает воспользоваться товарами волшебной лавки, должен подойти ко мне и сказать, что он хочет приобрести, и что готов отдать в замен. РАЗ. ,ДВА. ,ТРИ…».
(участники по желанию выходят к ведущему и делятся своим самоанализом)
Рефлексия: - Легко или трудно было найти в себе «лишнее» и «недостающее»?
V. Обратная связь (рефлексия) :
1. Упражнение «Оживи солнышко»
Цель: подвести итог тренинга, узнать какие эмоции испытывают участники в конце занятия.
Оборудование: солнышки, вырезанные из бумаги.
Ведущий: «Эти солнышки ненастоящие, но мы можем их оживить (раздать «солнышки» участникам).
На каждом лучике запишите те ресурсы, которыми вы зарядились на сегодняшнем занятии. В центре – ваши отзывы и пожелания о тренинге.
Завершающие слова ведущего: «Я желаю, чтобы на вашем пути встречались только добрые и чуткие люди, которые озаряли бы и согревали вас своим теплом, как настоящее солнце. Спасибо всем. До новых встреч».
Добрый день уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на нашей встрече. Перед тем, как перейти к занятию, давайте поприветствуем друг друга.
Упр. – приветствие «Как люди разных стран приветствуют друг друга»
«Прошу вас вытянуть по одному листочку и поприветствовать остальных именно так…»
Упр. – «Чем мы похожи?»
Все мы разные, но все-таки можно найти что-то, чем мы похожи.
Нужно пригласить кого-то из участников нашего занятия в круг на основе определённого реального сходства с собой. ( например: одинаковый цвет волос или мы оба воспитатели)
Мини – лекция «Что такое толерантность?»
Тема нашей встречи «Жить в мире с собой и другими». Название говорит само за себя.
Что это значит?» (высказывания участников по кругу)
Суть ваших высказываний сводится к тому, что каждый из нас должен обладать качествами толерантной личности.
Небольшая справка:Толерантность (от лат. – терпение) – т. е. терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении нескольких веков, этот процесс продолжается и до сих пор. Происходит это, потому что между людьми возникают всё новые и новые формы нетерпимости (интолерантности) – это: национализм, фашизм, терроризм, расизм и т. д. Нетерпимость основывается на убеждении, что мои взгляды, мой образ жизни, моё мнение – стоят выше всех. Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, говорит и живёт иначе, просто за то, что он существует. Сейчас в современном мире результаты интолерантности мы можем наблюдать в широком диапазоне – это междоусобные войны, этническое насилие».
Упражнение «Портрет толерантной личности»
«Перечислим по кругу качества толерантной личности, не повторяя друг друга».
- Приходилось ли вам в жизни встречаться с таким человеком?
Толерантность – как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально (с рождения). Она должна быть специально сформирована и воспитана.
Дошкольный период – самый сензетивный период для развития различных знаний, умений и навыков ребёнка. Поэтому работа по формированию толерантной личности должна проходить именно в это время. Самое простое, что может усвоить дошкольник – это то, что нужно быть добрее кдруг другу, уважительно относиться к окружающим, прислушиваться к мнению других, проявлять заботу к братьям нашим меньшим, уметь сочувствовать и сопереживать. Со временем эти качества ребёнка перерастут в черты стабильной толерантной личности.»
А сейчас я предлагаю поиграть и с помощью упражнений определить некоторые аспекты толерантности
Упражнение «Снежинка»
Нужно расчитаться на 1-2. Первые номера остаются сидеть, как сидели. Вторые номера поворачивают стул и садятся спиной к центру. Участникам раздаются листы.
«Нужно будет действовать точно по инструкции, молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие» :
• Сложите лист пополам и оторвите правый верхний угол.
• Снова сложите лист пополам и оторвите правый угол
• Опять сложите лист пополам и оторвите правый угол
• Оставшийся лист ещё раз сложите пополам и оторвите правый верхний угол
• Разверните лист и продемонстрируйте нам
- Можно ли сказать, что кто – то выполнил упражнение неправильно?
- Какой можно сделать вывод?
«Уважительное отношение или терпимость к поступкам, словам, мнениям других людей, даже если они отличаются от моего».
Упражнение «2 портрета»
Группа делится на 2 подгруппы. Одной группе сообщается, что данный человек – преступник, а другой - известный учёный.
«Найдите черты, которые доказывают мою установку». (высказывания команд показ портретов-они одинаковые)
- Повлияла ли моя установка на ваши рассуждения? Какой можно сделать вывод?
«Не судить о человеке только по установкам…».
Упражнение «Шаг навстречу»
Участники слушают песню, вызывающую заведомо разные чувства и мнения. Справа от меня встаньте те, кому эта песня нравится, а слева те – кому она не нравится. Каждая сторона выдвигает аргументы в пользу своего мнения, пытаясь переубедить тех, кто напротив. Если вам удаётся договориться, то делаете шаг навстречу. - Просто ли было договориться между собой? Что помогало? Что мешало?
Т. е. вы прислушались к мнению других, сумели договориться
«Готовность мериться с чужим мнением, умение договориться, умение найти компромиссы, решать проблемы конструктивным путем».
Упражнение «Ничего страшного…»
Нужно опять разделиться на 1-2. Первые номера жалуются на что – то, а вторые – должны в свою очередь успокоить, начиная с фразы «Ничего страшного…»
- Что легче или труднее: быть в роли жилетки для окружающих или в роли высказывающего?
«Проявление чувства сострадания и эмпатии к окружающим»
Упражнение «Сарафанное радио»
4 участникам по – желанию должны покинуть зал (выйти ненадолго за дверь, Какая цель данного упражнения? Приглашается первый участник, которому зачитывается отрывок. После чего, в круг приглашается второй участник, которому первый приглашенный рассказывает то, что услышал. Затем приглашается третий участник, который слушает отрывок в пересказе второго и так до последнего участника»
-Что поняли в процессе данного упражнения?
Что каждый человек воспринимает информацию и передает ее по-своему-с изменениями и личностными переживаниями.
«Доверять информации о ком-то или о чем-то, которая звучит из первых уст»
Упражнение – релаксация «Волшебная лавка»
«У медиков есть заповедь: «Врач – излечи себя сам!», а мудрецы рекомендовали всем без исключения начинать с самопознания. Я тоже предлагаю вам обратить внимание на самого себя и провести анализ собственных достоинств и недостатков».
Я предлагаю вам отдохнуть. Устройтесь по удобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, добейтесь полного расслабления.
Представьте, что вы идёте по узенькой тропинке через лес. В лесу сумрачно и прохладно… и только кое-где, сквозь листву проглядывают лучики солнца.
Внезапно тропинка приводит вас к дому. Вам интересно и вы заходите внутрь. Здесь полки, ящики, зеркала. Оказывается, это старая волшебная лавка. Теперь представьте себе, что я продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести, что - нибудь, но не вещи, ни драгоценности, а черты характера, способности и таланты.
Но есть одно правило: за каждое приобретённое качество вы должны расплатиться, каким-нибудь своим качеством, которое у вас в избытке или вовсе вам не нужно и вы хотите от него избавиться. Подумайте…
На счет ТРИ мы возвращаемся в круг и тот, кто пожелает воспользоваться товарами волшебной лавки, должен подойти ко мне и сказать, что он хочет приобрести, и что готов отдать в замен. РАЗ. ,ДВА. ,ТРИ…».
(участники по желанию выходят к ведущему и делятся своим самоанализом)
- Легко или трудно было найти в себе «лишнее» и «недостающее»?
Вы сейчас сосредоточились на представлении о себе, своих особенностях, провели самоанализ.
Упражнение «Оживи солнышко»
«Эти солнышки ненастоящие, но мы можем их оживить
На каждом лучике запишите те ресурсы, которыми вы зарядились на сегодняшнем занятии. В центре – ваши отзывы и пожелания о тренинге.
(Пожалуйста озвучьте 1 ресурс) Какие эмоции вы испытываете в конце нашего занятия? -поделитесь ими – пусть каждый скажет по одной по кругу.
Завершающие слова ведущего: «Я желаю, чтобы на вашем пути встречались только добрые и чуткие люди, которые озаряли бы и согревали вас своим теплом, как настоящее солнце. Спасибо всем за участие».