Наталья Владимировна
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что такое ЗРР? Пути преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧТО ТАКОЕ ЗРР?ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Что касается процесса становления речи, то он всегда индивидуален и на него воздействуют многие факторы: деятельность головного мозга, физиология, социальная среда, психологическая связь с матерью и т. д.
Признаки благополучного развития речи ребенка
1. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
2. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
3. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
4.Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
Публикация «Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста „Что такое ЗРР? Пути преодоления“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
5. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Что такое ЗРР?
Задержка речевого развития - это отставание развития речи от возрастного уровня. За формированием речи нужно пристально следить, провоцируя малыша произносить звуки и слоги, поскольку благодаря именно процессу общения взрослого с ребенком и формируется потребность развивать свою речь. Необходимо помнить, что от речи будет зависеть психологическое развитие малыша в общем, а также она влияет на то, как будет формироваться сфера межличностного взаимодействия. Кроме этого, от речи также зависит развитие процессов познания у крохи: памяти, мышления, воображения, внимания.
Причины появления ЗРР
1. Невостребованность речи. Это случается тогда, когда с крохой мало разговаривают или же пытаются предугадать все его желания, и общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов.
2. Наследственная предрасположенность. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе.
3. Различные заболевания и поражения головного мозга (травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).
4. Нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:
- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. - Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. - Не появляются глаголы.
- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.
- Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
Диагностика и лечение ЗРР
Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годикаРодители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить. Необходимо внимательно отслеживать становление речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода внутри утробы, тяжелые роды, неврологические показания).Малышу диагноз ЗРР ставят лишь на основании комплексного заключения таких специалистов, как: невропатолог, психолог, логопед. Затем назначается лечение. Перед назначением лечения в подобной ситуации сначала выясняется причина, из-за которой произошла задержка в речевом развитии. Если проблема психологического характера (нехватка внимания взрослых, не было потребности в разговоре) - наилучшим методом по исправлению ситуации будет дополнительное стимулирование речи. Родителям придется уделять внимание по максимуму и вносить эмоциональную сторону в отношения со своим чадом. Также необходимо проводить занятия с логопедом и дефектологом.
Общие для всех методик развития речи правила:
* говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
* каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит Вас в очередной раз прочитать его любимую сказку;
* игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме;
* не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых.