Светлана Доля
Консультация для родителей «Давайте дружить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте дружить!
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица — с небом,
А поле — с плугом,
Как ветер — с морем,
Трава — с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь,
И птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим
друзьям.
Давайте будем
Беречь планету —
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна.
Что будет делать
Публикация «Консультация для родителей „Давайте дружить!“» размещена в разделах
Без нас она?.
И. Мазнин
Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом : «Что же такое настоящая дружба?» и, к сожалению далеко не каждый может дать полноценный ответ на этот вопрос даже самому себе, ограничиваясь распространенной фразой: «Друзья познаются в беде!».
Но это как раз неверное определение настоящей дружбе, так как настоящие друзья познаются наоборот, как бы это не странно звучало – в радости. Дело в том, что пожалеть и посочувствовать может каждый, а вот испытать чувство радости, гордости и счастья за кого-нибудь другого, способны единицы. Согласитесь, далеко не все могут похвастаться, что их успехами и достижениями, кто-нибудь из близкого окружения способен порадоваться и радость эта будет настоящая – искренняя. Как правило, как только у вас, начинает получаться что-то лучше других, и вы добиваетесь определенных или даже неожиданных для себя вершин, то почти всех кто еще вчера был близким другом, почему то начинает поедать черная зависть. И в эти моменты мы понимаем, что такие отношения дружбой уж точно назвать нельзя. Ведь настоящая дружба это не просто общение и сочувствие, либо сострадание и сопереживание в трудные минуты, настоящая дружба представляет собой целый мир, который мы переживаем вместе, сообща. Этот мир полон тайн и секретов, общих идей и задач, трудностей, споров и даже разногласий, радостей и, увы, огорчений тоже, при которых люди не отдаляются друг от друга, а наоборот, сближаются.
Иными словами дружба – это серьезный и трудоемкий, но в тоже время приятный процесс, к которому следует приучать детей с раннего возраста.
Уметь дружить - значит уметь преодолевать собственный эгоизм, уважать чужое мнение, приходить на помощь, быть внимательным и заботливым, добрым, искренним и щедрым.
Ребенок в раннем возрасте познает коллектив, будь то детский сад или игровая площадка. Началом детских отношений всегда является игра. Сначала ребенок играет рядом с другими ребятишками, а затем постепенно вливается в общую игру и уже совсем скоро играет вместе со всеми, так начинается детская дружба.
Если внимательно наблюдать за поведением детей при их общении, то нельзя не заметить, что тихоням и скромницам необходима помощь для того, чтобы влиться в коллектив, а с задиристыми и эмоциональными малышами следует проводить поучительные беседы, обучая их понимать чувства своих сверстников, показывать, как можно решить любой конфликт без применения силы. Конечно, многие маленькие дети обижают друг друга, так как в силу малолетнего возраста просто не понимают, что могут причинять кому-либо боль. И наша с вами задача все это им объяснять.
Следует помнить, что не нужно слишком часто вмешиваться в разрешение детских конфликтов. Нужно давать ребенку возможность самостоятельно попытаться найти правильный выход. И, как правило, в большинстве случаев дети с этим справляются очень даже хорошо. А приобретённый опыт, таким образом, поистине бесценен.
Обсуждайте с ребенком причины конфликтов и его поступки в таких ситуациях, не забывая хвалить свое чадо за каждое правильное и достойное решение.
Порой дети придают дружбе культовой значение. Но мера должна быть всегда и во всем, и даже в дружеском общении, а потому учите ребенка с самого раннего возраста быть ненавязчивым по отношению к другим людям и помогайте правильно строить свои отношения с другими детьми.
Отправляя ребенка в детский сад, мы рассчитываем, что там он научится дружить, контактировать с новыми людьми, нести ответственность перед другими за свои поступки.
Однако это не всегда происходит так быстро, как мы ожидаем, ведь не все дети одинаково легко идут на контакт и находят место в своей социальной группе.
К счастью, в данной ситуации родители могут во многом помочь своему малышу.
Развиваем уверенность в себе
Уверенность ребенка в себе играет серьезную роль в формировании отношений в новом коллективе. Малыш, который знает, что он любим, мир вокруг него безопасен, и к его мнению прислушиваются, не будет испытывать серьезных проблем в общении. Если кто-то и откажется с ним дружить, он легко найдет себе место в другой компании. Чтобы укреплять в ребенке чувство уверенности, относитесь к нему, как к личности, уважайте его решения, учите быть самостоятельным.
Учим знакомиться
Ребенку будет гораздо проще наладить контакт с новыми знакомыми, если он будет знать фразы, с которых начинается знакомство. Малыш быстрее вольется в игру, если сможет сказать: «Привет, меня зовут Олег, можно с вами поиграть?» Учите малыша самым простым фразам: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Как тебя зовут?», «Можно ли мне поиграть твоей машинкой?». Если ребенок стесняется других детей, попробуйте дома поиграть в такую игру: возьмите любимые игрушки и воспроизведите возможные ситуации знакомства.
Обсуждайте варианты поведения с другими детьми еще до того, как отведете ребенка в детский сад. Например, придя домой с детской площадки, вы можете обсудить со своим малышом поведение других детей, ситуации, которые возникали, и варианты выхода из них.
Умение делиться
Учите ребенка делиться и меняться игрушками с другими детьми. Именно так ребенок учится слышать своего собеседника, учитывать его интересы, вести переговоры. Он должен научиться этому еще до того, как пойдет в сад.
Учим разрешать конфликты
Даже самому мирному ребенку не избежать конфликтных ситуаций со сверстниками. Между сверстниками нередко возникают споры, столкновения интересов, драки. При этом ребенок должен уметь уверенно высказать свое мнение, сказать «мне не нравится», «я не хочу делать этого» или просто «нет», если его уговаривают совершить что-то, что ему не нравится или запрещено. Только не учите ребенка обзываться и драться. Он должен уметь доказывать свою правоту другим способом.
Однако, рано или поздно, ребенок все равно подерется. Тут вам придется хорошенько разобраться с причинами инцидента. Сначала поговорите с ребенком наедине, потом пригласите на беседу другую сторону конфликта. Ну а после выяснения всех деталей не стоит пытаться наказать виноватых, лучше организуйте всеобщее примирение и предложите ребятам новую совместную игру.
Дайте ребенку «тайное знание»
Не учите ребенка «покупать» дружбу за угощения или интересные игрушки. Иногда это конечно помогает установить контакт с другими детьми, однако может случиться и так, что с вашей дочкой будут дружить только до тех пор, пока она дает играть своей красивой куклой.
Лучше научите ребенка что-то делать хорошо своими руками: складывать фигурки из бумаги, делать бусы из шелестящих конфетных оберток. Тогда дети сами захотят дружить с вашим малышом, чтобы поучаствовать в интересном процессе и научиться делать что-то новое.
Оптимистичный настрой всегда поможет ребенку быстрее завести друзей. Нужно с детства учить ребенка мыслить позитивно и видеть положительные стороны в любой ситуации.
Детей учит то, что их окружает
Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
Если к ребёнку обычно честны – он учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Люби своего ребё нка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него ещё нет привычки.
Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка; мучь, если можешь и не делаешь.
Помни – перефразируя одного человека, сказавшего об отечестве, - для ребёнка сделано не достаточно, если не сделано всё.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
РЕЦЕПТЫ ПОБЕДНОГО УЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ
- Поддерживайте каждый, даже самый маленький, успех ребенка.
- Вдохновляйте его на новые достижения.
- Хвалите за конкретное дело, поступок, действие и не бойтесь перехвалить.
- Есть много причин отказа ребёнка от деятельности, занятий. Постарайтесь сосредоточиться лишь на одной из них и подумайте, чем конкретно вы можете помочь ребёнку.
- Принуждение порождает отвращение к учению, поэтому ни в коем случае не принуждайте!
- Точно определите, что нужно ребё нку: строгость, похвала, или, может быть, его надо на некоторое время просто оставить в покое?
- Терпение и еще раз терпение! Любовь к учению иногда вспыхивает неожиданно.
- Помните, что отрицательная оценка (и отметка в том числе) – враг интереса и творчества. Двойка, полученная ребёнком, - это уже наказание для него. Не ругайте за «плохие» отметки, иначе это будет повторным наказанием за один и тот же проступок.
- Верьте в ребёнка. Только ваша вера способна вселить в ребенка уверенность, в собственные силы и возможности. Не оскорбляйте ребёнка недоверием. У него могут быть свои, непохожие на ваши, интересы, мнения, тайны, желания.
Возьмите все то - хорошее, что было с вами. Всего вам доброго.