Шимон Ольга
Консультация для родителей «Цифровая зависимость»
▼ Скачать + Заказать документы
Выдержка из интервью с Андреем Курпатовым.
В гостях у Тина Канделаки на Радио «Комсомольская правда» побывал президент Высшей школы методологии, научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека ПАО Сбербанк Андрей Курпатов.
Читайте на WWW.KP.RU : https://www.kp.ru/daily/27097/4170114/
ПРО ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ
- Я во многих вещах с вами согласна. Вы как-то про детей сказали, страшно прямо.
- Цифровое слабоумие.
Публикация «Консультация для родителей „Цифровая зависимость“» размещена в разделах
- Это же все происходит у нас на глазах. И что, в школе отбирать телефоны, запретить пользоваться интернетом? Тогда как получать образование? На все эти вопросы нет ответа.
- Я занимаюсь только нейробиологией. Я понимаю, как работает мозг, и я понимаю, как этот мозг поведет себя в той или иной ситуации. Образованием должны заниматься люди, которые понимают образование и т. д.
- Тогда проще. Что вы посоветуете родителям? Сегодня дети осваивают телефон и пишут эсэмэски в три года. Что вы посоветуете, когда можно давать в руки телефон, надо ли ограничивать время нахождения в интернете?
- Всем романтикам я предлагаю вбить в Яндексе или в Гугле - «обезьяна смотрит Инстаграм» и посмотреть. То, что ваш ребенок способен пользоваться телефоном, ничем не отличает его от обычного примата. Пользоваться им могут и наши ближайшие эволюционные родственники.
В этом нет никакой хитрости, он специально так сделан. То, что касается угрозы, которую несет цифровая среда для ребенка, она не в содержании даже, она в том, что в момент, когда ребенок растет, у него формируются нейронные сети, которые будут отвечать за то, как он будет запоминать информацию, как он сможет концентрировать внимание, как он сможет свои мотивации контролировать, свои желания, управлять своими эмоциями. Это важнейшие вещи, которым ребенок может обучиться только в аналоговой среде, при взаимодействии с другими людьми.
Если вместо родителей или нянь с ним работает бэбиситтер-телефон или планшет, у него не формируются те нейронные связи, которые способны сделать из него здорового в психическом отношении человека.
Проблема даже не в том, что он что-то не запоминает. Наш мозг вообще так устроен, он ничего не помнит. Мы не храним нигде истинных воспоминаний.
- То есть мы как рыбки гуппи, вы хотите сказать - помним только то, что видим?
- Скорее мы - как конструктор лего, у нас много-много элементов, из которых мы собираем, при необходимости, те или иные воспоминания. Я сейчас попрошу вас вспомнить первое свидание, и у вас из лего вашего мозга начнет собираться воспоминание о вашем первом свидании.
И вы его вспомните не так, как бы вы его вспомнили на следующей неделе после того, как это свидание прошло. У мозга есть свои особенные принципы работы, и они не такие, как нам кажется.
Мы с вами проговорили про то, надо или не надо детям запрещать пользоваться интернетом. Тем не менее, какое количество часов нахождения в интернете безвредно для здоровья, как растущего организма, так и взрослого человека? Есть какой-то регламент?
- Регламенты есть. Реальный регламент предполагает, что до 3 лет ваш ребенок не должен иметь никакого экранного времени вообще. Никаких экранов до 3 лет.
- Во взрослом состоянии сколько часов можно проводить в интернете, не деградируя?
- Здесь тоже есть правила так называемой цифровой гигиены. Условно говоря, если вы потребляете какую-то информацию в интернете, вы обязательно должны делать после этого паузу. Потому что если вы от этой информации перейдете к другой, предыдущая не сохранится в памяти. Поэтому если вы потребляете конкретную информацию, которую вы искали, а после этого даете себе 15-20-минутный перерыв, это хорошее правило цифровой гигиены.
- То есть информация лучше усваивается?
- Она вообще усваивается. А до этого она не усваивалась.
КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ МОЗГА
- Три основных способа улучшения работы мозга?
- Первый - это все правила цифровой гигиены, о которых я регулярно рассказываю. Второе - это социальные коммуникации: нам крайне необходимо начать разговаривать друг с другом глаза в глаза.
И третье: обязательно иметь дело, в которое вы инвестируете собственные силы. Если у вас есть дело, в которое вы инвестируете собственные усилия, у вас не возникает аддитивных потребностей. То есть вам не нужно найти какой-то заменитель искусственный, который будет поглощать вашу избыточную психическую энергию.
У вас должна быть обязательно занятость, в которой вы несете ответственность, в которой у вас есть цель, в которой вы пытаетесь достичь определенных результатов. Итак, цифровая гигиена, социальное взаимодействие и наличие собственных целей, которые вы достигаете, и на которые вы тратите собственные усилия.