Надежда Большанина
Консультация для родителей «Что важно знать о кризисе трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении жизни все мы не раз переживаем различные психологические кризисы — своеобразные ступени в своем развитии. Каждый из них может дать новый импульс, стать трамплином для дальнейшего формирования личности, а может и повернуть развитие вспять, лишить человека новых возможностей. Ребенок — не исключение: в раннем детстве ему суждено пережить несколько кризисов развития.
Публикация «Консультация для родителей „Что важно знать о кризисе трех лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В психологии рассматриваются 3 возрастных кризиса, которые переживает ребенок в дошкольном детстве: "кризис 1-го года" (новорожденности, "кризис 3-х лет" (переход от младенчества к дошкольному возрасту) и "кризис 7-ми лет" (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом).
«Кризис 3-х лет» - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. По Д. Б. Эльконину, «кризис 3-х лет» - это кризис выделения ребенком своего «я».
В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым, («его как будто подменили»).
Часто кризис начинается и протекает бурно: ребенок в одночасье становится неуправляемым. Но на самом деле так и должно быть.
Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.
Резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребенка — второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.
Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка.
A.C. Выготский в одной из своих лекций, посвященных "кризису 3-х лет", подробно охарактеризовал этот комплекс изменений, названных "Семизвездие симптомов ", включающих такие характеристики поведения ребенка как: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие ("я сам!", протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность.
1. Негативизм — стремление сделать наоборот все, что предлагает взрослый, даже вопреки собственному желанию. Ребёнок может отказаться от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям. Малыш отрицает всё, что предлагает ему взрослый.
2. Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого хочет, а потому, что он это уже потребовал. На самом-то деле он требует не чего-то конкретного, а чтобы с ним считались как с личностью. Он настаивает даже тогда, когда ему этого уже не хочется. Упрямство следует отличать от настойчивости. Например, ребёнок очень хочет получить игрушку и упорно добивается, чтобы ему ее дали, а получив, начинает действовать с ней, активно обследовать и играть, то это настойчивость.
3. Строптивость (от нем. trotz - «вопреки», «наперекор») — она направлена не против конкретного взрослого, а против всех норм воспитания, против привычных занятий и событий. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
4. Своеволие — малыш стремится все делать сам, не терпит помощи со стороны взрослых. Эта возрастающая самостоятельность – важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребёнка свои упрямство и своеволие.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.
5. Протест – бунт — ребенок находится в постоянном конфликте с окружающими, часто кричит, плачет. Это бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей, на проявление внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!» И т. п.
6. Обесценивание — он начинает ругаться плохими словами, может даже дразнить и обзывать родителей, отказывается играть с ними, резко меняет отношение к любимым игрушкам. Обесценивается всё то, что было привычно, интересно и дорого раньше.
7. Деспотизм — ревность - ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. Он придумывает тысячи способов, чтобы проявить свою власть. Ребёнок диктует всем свою волю и «находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Л. С. Выготский). Проявляет ревность и агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.
Сталкиваясь с подобным поведением, родители по-разному на него реагируют: пытаются отвлечь, не обращать внимания, наказывают. Но практически все родители говорят о том, что перемены в поведении детей оказались для них полной неожиданностью, они «не узнают своего ребенка», его «будто подменили» и т. п. Родители испытывают чувство растерянности и недоумения, не понимают, что происходит с их ребенком.
Поговорим подробнее о реакции родителей. Какие типичные ошибки могут совершить родители в этот непростой для них период?
Итак:
1. Типичная ошибка родителей заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации. Нехорош также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю.
2. Вторая ошибка - неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот, излишняя мягкость и уступчивость.
3. Плохими советчиками родителям становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации; при этом советы могут быть противоположны — от «не обращай внимания» до «ломай и заставляй всегда делать по-своему».
4. Неуверенность мамы в своих силах, ее желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.
5. К совершаемым родителями ошибочным действиям относятся напрасные наказания, обвинения и «срывы» на ребенка, непоследовательность в действиях: то настаивают, то уступают.
Так или иначе через кризисный возраст в том или ином виде проходят все дети. Когда родители узнают об этом, многие из них испытывают облегчение. Ведь поначалу всем кажется, что «все дети как дети» и только «в моего как бес вселился».
За проявлениями кризиса скрывается положительная тенденция в развитии ребенка. Если родители уважительно относятся к его мнению, дают возможность проявить самостоятельность при решении непринципиальных вопросов, положительно оценивают его личность, указывая на недостатки поведения, формируют уверенность в их любви и заботе, подбадривают при неудачах и ценят достижения, то кризис протекает сглажено и не вызывает проблем.
Правильные действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла его поступков. Они опираются на четкую позицию родителей, определяющую, когда и на чем настаивать и с чем в поведении ребенка мириться. Если ребенок видит, что мама спокойна и тверда в своих действиях, он вскоре отступает.
Ваши реакции и всегда, и в этой ситуации — понимание, терпение, последовательность.