Татьяна Глущенко
Консультация для родителей «Что такое ЗПР?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Не секрет, что на многих родителей диагноз ЗПР у ребенка, наводит страх и панику. Родители изо всех сил начинают это отрицать, упорно доказывать, что с их ребенком всё в порядке, и он развивается на ровне со своими сверстниками. Зачастую это связано с тем, что родители не до конца понимают, что означает задержка психического развития (ЗПР).
Публикация «Консультация для родителей „Что такое ЗПР?“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. То есть в отличие от патологии это процесс обратимый, но только при наличии специально- организованного коррекицонного обучения, и если требуется медикаментозное лечение.
Поэтому родителям не нужно впадать в панику или отрицать наличие диагноза, а нужно понять, что ЗПР это не приговор на всю жизнь, что развитие ребенка идёт в несколько замедленном темпе по сравнению со среднестатистической нормой и ребенку для преодоления такой задержки требуется помощь специалистов и индивидуальных подход к обучению.
Рассмотрим с Вами несколько признаков ЗПР у ребенка.
Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
Внимание у таких детей неустойчиво. Дети часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.
Нередко ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.
Память у детей с ЗПР «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.
Мышление у детей с ЗПР также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи взрослого. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.
Рекомендации для родителей детей с ЗПР
Самое главное не отрицайте очевидного. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите всё на себя.
Если врач прописал ребенку лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия со специалистами (психолог, учитель-дефектолог, учитель- логопед) помогут справиться с проблемой.
Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания и прислушивайтесь к рекомендациям специалистов и врачей.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе. Только совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.