Анна Макарова
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое сюжетно – ролевая игра?»
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а самом процессе.
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое сюжетно-ролевая игра“» размещена в разделах
Игра — это выражение человека, способ его совершенствования она имеет огромное значение для педагогики. Для детей игра представляет особую важность, принято называть ее «спутником детства» у детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Ребенок часто берет на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и. т. д). роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительны – «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается игровое воображаемое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и. т. д). в тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и. т. д).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не в видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чем же её особенность?
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются :
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя, эти правила говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым иногда сложно сделать то, что им не нравится, а ребёнку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, в следствии чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами; «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», и «по правде». Но не смотря на это игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
В результате можно сказать, что игра сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.