Светлана Ишунина
Консультация для педагогов и родителей «Социальное развитие — что это такое? Что нужно знать родителям и педагогам?»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
«Cоциальное развитие – что это такое? Что нужно знать родителям и педагогам?»
К моему удивлению, стало очевидно, что мы, взрослые, действительно допускаем ошибки, воспитывая детей, а потом удивляемся, почему они вырастают жестокими, ленивыми, «невежами», не умеют добиваться результатов и достигать успеха.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Социальное развитие — что это такое? Что нужно знать родителям и педагогам?“» размещена в разделах
Главная роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста принадлежит окружающим его взрослым: родителям и педагогам. Именно они в тесном сотрудничестве должны помочь малышам войти в сложный социальный мир.
Условно мир, который нас окружает можно поделить на мир предметов, созданный людьми, на мир природы и мир людей и их взаимоотношений (социальный мир).
Социальный мир – это мир удивительный, сложный, неоднозначный и богатый своими возможностями для развития ребенка. Но возможности эти лежат не на поверхности и не каждому они открываются.
Уникальность социального мира понятна нам, взрослым, а дети смотрят на этот мир совершенно другими глазами, и совершенно по-другому его понимают. Вот это и является тем самым «подводным камнем», который мешает нам в воспитании детей. Вот почему мы, пытаясь наладить с детьми взаимодействие, не учитывая их взгляд на социальный мир, часто делаем ошибки, не получаем результатов воспитания.
Важно смотреть на социальный мир глазами ребенка и глазами взрослого.
Важно хорошо понимать и то, что такое «нравственное воспитание». Взрослые по-разному понимают значение этих слов:
«Вливать» в ребенка много информации о мире, странах, людях, профессиях…». Но ведь со многими вещами из перечисленного дети непосредственно еще не сталкиваются в своем возрасте. И эта информация, не ставшая опытом, не ставшая знанием просто не нужна в таком количестве.
«Запрещать, требовать беспрекословного выполнения правил, приучать к дисциплине». Но нравственное воспитание – это не есть давление морали, это не есть запреты.
«Не менять в ребенке ничего, пусть будет таким, какой он по природе». Но это попустительское отношение к ребенку, что категорически недопустимо.
Все эти варианты никакого отношения к нравственному воспитанию не имеют.
Слово «воспитание» состоит из 2-х частей:
-«вос» - «путь вверх» или «восхождение»;
-«питание» - «питать, предлагать полезную пищу»
Получается «воспитывать», значит обеспечивать физическое развитие ребенку.
Но такое питание необходимо ребенку и в плане нравственном. И если посмотреть на слово «воспитание» глазами наших предков, то мы увидим, что «воспитание» - это «выращивание, взращивание». Воспитание ребенка можно сравнить с выращиванием дерева: «Садовник посадил дерево. Всё хорошо: почва плодородная, место солнечное, дожди поливают, птицы летают. Но садовник дерево не бросает, следит за ним. В нужные сроки он его прививает, удобряет, в морозы утепляет, в жару прикрывает, от насекомых защищает, сухие веточки убирает, формирует. Знает садовник – вырастет красивое, здоровое, плодородное, способное развиваться дерево».
А вот другая история: «Посадил садовник дерево. Всё хорошо: почва плодородная, место солнечное, дожди поливают, птицы летают. «Вырастет замечательное дерево!» - решил садовник. Но без заботы и ухода так и не подарило дерево садовнику плодов.
Так и с ребенком. Нам, взрослым, важно разобраться, чем и как «питать» ребенка, как с ним разговаривать о том взаимодействии с социальной средой, которая есть вокруг нас и которая не всегда благоприятна. Нужно знать, что «убирать», а что поощрять, чтобы воспитать высоконравственную личность.
Исследования показывают, если родители хвалят ребенка за определенное качество, а это значит осознают его важным, это качество у ребенка и формируется, развивается, «питается», «растет». Если же не обращают на это качество никакого внимания, к примеру, не учат его аккуратно складывать вещи, сами за него складывают, то это поведение закрепляется и становится привычкой. И тем самым воспитывается противоположное качество – неаккуратность.
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». (Русская поговорка)
Действительно, всего лишь один поступок ребенка, на который мы не отреагируем, может привести к привычке. Например: дети до года, когда они овладевают движениями, могут ударить по щеке взрослого. Обычно на это взрослые улыбаются, смеются. Потом, когда им уже 2 года и они бьют, то взрослым это уже не нравится. А когда им 3 года, и они уже дерутся, мы начинаем их ругать, обижаться. А ребенок не понимает почему, ведь раньше все радовались? С точки зрения ребенка – это полное противоречие.
Другой пример о взаимопонимании. На первом году жизни образуется тесная прочная эмоциональная связь «мама-ребенок». А если мы маленького ребенка сажаем перед экраном, включаем мультики, то заменяем себя другим предметом, а потом удивляемся, почему нет взаимопонимания.
Казалось бы, такие мелочи, а из них закладывается характер. Если родители выполняют определенные правила и сами обладают нравственными качествами, то могут передать их детям, ну а если не обладают, то и передать их не смогут, а сам ребенок их не сможет приобрести. А ведь доказано, что именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. И если такой опыт имеется, у ребенка формируются навыки правильного устойчивого поведения, т. е. ребенок поступает правильно, потому что по-другому он не привык. Следовательно, в его поведении будут проявляться и гуманное отношение к окружающим, и ответственность в деятельности. Поэтому важно не упустить оптимальные сроки, чтобы не опоздать. Сломать привычки и изменить поведение порой бывает уже невозможно.
Родителям важно определиться, человека с какими личностными качествами они хотят воспитать. Это важно потому, что если не иметь конкретной цели, не будет возможности двигаться к ней. Допустим, захотят они воспитать ответственного человека, значит в этом направлении и будут «держать курс». Хорошо, если родители выберут такие качества, как ответственность, честность, доброжелательность, аккуратность, трудолюбие и др. Но современные родители часто хотят видеть своего ребенка успешными, независимыми. А разве можно маленького ребенка учить независимости? Так ведь он в силу своего возраста полностью зависит от взрослых! А успешности? Они хотят, чтобы он занял место в обществе, сделал себе карьеру. Но ведь «успешный» - это не ребенок. Независимость и успешность – это качества взрослого человека. А вот «построить фундамент» этим качествам можно, если давать малышам уроки про ответственность, самостоятельность, настойчивость, учить преодолевать трудности.
«Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности». Первые проявления потребности в самостоятельности обнаруживаются в утверждении малыша «Я сам!», что свидетельствует о качественном скачке в его развитии, о жела-нии освободиться от опеки взрослого, о растущей позиции ребенка как субъекта реализации своих интересов и желаний. В этой изменяющейся позиции дошкольника, утверждающей «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира. Овладевая новыми умениями, убеждаясь в своих возможностях, дошкольник становится все более активным в деятельности, а самостоятельность становится личностным качеством. Поэтому очень важно не затормозить такие тенденции в поведении ребенка, всячески поддерживать и развивать их». .(Р. С. Буре. «Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие»)
Настойчивость и упорство — качества, которые помогают достигать целей.
А. Г. Голубева характеризует проявление настойчивости как готовность и стремление преодолевать трудности.
Ряд авторов рассматривает как средство воспитания настойчивости разнообразную деятельность детей.
Такой деятельностью, утверждает Р. С. Буре, может стать труд, но только если при его организации учитываются важные требования: обеспечение интереса к содержанию труда, наличие достаточных трудностей, введение мотивов, значимых для дошкольников, побуждающих к достижению качественных результатов, наличие элементов новизны и возможностей проявления самостоятельности.
Наличие трудностей в процессе дидактических игр, по мнению И. И. Щербининой, также побуждает к проявлению настойчивости с целью достижения результата.
Большая ошибка современных родителей заключается в том, что они ограждают своих детей от трудностей. А трудолюбие – это способность добиваться поставленной цели. Следовательно, способность трудиться и получать радость от своих достижений, чувствовать гордость за свои результаты – это путь к успешности.
Таким образом, в детях мы должны воспитывать такие качества, которые сделают его счастливыми.
Кроме личностных качеств важно приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это и есть вхождение в «социальный мир». И задача взрослых – дать детям те правила и нормы, которые будут помогать ему входить в этот мир. Этими правилами и нормами являются правила взаимоотношения с людьми.
Сначала мы учим детей взаимоотношениям в семье (общаться, заботиться друг о друге, помогать друг другу). Потом ребенок идет в детский сад. Здесь он знакомится с новыми правилами (делиться игрушками, уступать друг другу, приглашать поиграть и др.). Следующий этап – ближайший социум (магазин, больница, театр, где ребенок учится вести себя в соответствии с правилами. И чем старше ребенок, тем дальше в социум уходит ребенок, тем больше норм и правил он должен придерживаться. И в этом ему должны помогать взрослые: знакомить с правилами, закреплять их выполнение, уточнять, корректировать при необходимости, учить решать проблемы теми способами, которые приемлемы и являются общепринятыми правилами и нормой.
Позитивный опыт взаимоотношений в коллективе, социуме очень важно накопить именно в дошкольном возрасте.