Марина Шаркова
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое мелкая моторика?»
Доказана связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. У детей с развитыми мелкими движениями рук более развиты отделы, отвечающие за речь головного мозга. Важно отметить, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше осваивает речь.
Темочки:
С самого раннего возраста необходимо развивать у ребенка мелкую моторику. Важно упражнения обратить в интересные и полезные игры.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, словарный запас вашего ребенка.
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Причины самые разные. Для удобства ребенок ходит в обуви на липучках, чтобы взрослым не учить ребенка завязывать шнурки, упростилась и одежда детей, в которой исчезают завязки, застежки и пуговицы. Главное правило: привлекать ребенка к помощи в совместной деятельности: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, проводить ремонтные работы. В настоящее время многое упростилось в данном направлении. Следствие – слабое развитие общей моторики приводит к общей неготовности большинства детей к письму и проблем с речевым развитием.
Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
• Резать ножницами (желательно небольшого размера).
• Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Делать пальчиковую гимнастику.
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или вареники, пусть и ребенок помогает, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что необходимо. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.
Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Советы «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
1. Перебрать крупу. На плоскую тарелку насыпать и перемешать 2-3 вида круп. Ребенок перебирает, сравнивает, сортирует. Расскажите о том, как ее получают, какие блюда можно с ними приготовить.
2. Выложите картину из крупы. Для этого предлагается покрыть лист картона тонким слоем пластилина и на нем выложить узор из разных видов круп.
3. Сортировка сухофруктов и орехов.
4. Подбираем крышки к банкам. Рекомендуется, чтобы крышки были разных размеров, тогда ребенку будет легче их подбирать (баночки от детского питания, соков и т. д.). Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
5. Экспериментируйте. Вам понадобится сахар-рафинад. В неглубокую тарелочку необходимо налить немного цветной воды. Ребенку предлагается опускать кусочки в цветную воду и рассмотреть как он окрашивается снизу вверх. Затем попросите его описать данный опыт.
6. Перекладываем крупу. Вам понадобится 2 салатницы и ложечка. Задание для ребенка будет состоять в том, чтобы переложить крупу из одной салатницы в другую при помощи ложечки.
7. Заполняем форму. Вам понадобятся формочки для льда, пипетка и цветная вода. Задание состоит в том, что необходимо будет набирать цветную жидкость в пипетку и переливает ее в формочки для льда. Данное задание по экспериментированию способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
8. Рисование на крупе. Сам процесс рисования будет происходить на плоском блюде или плоской емкости, на которой насыпана манка. Рисуйте совместно с ребенком простейшие фигуры: квадраты, треугольники, круги. Когда он хорошо справится с данным заданием, усложните его. Например, можно использовать крупу другого цвета. Данное упражнение хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
9. Лепка из соленого теста.
10. Бусы из пуговиц. Потребуются пуговицы разных размеров и длинный шнурок или проволока. Задание для ребенка: нанизать пуговицы на шнурок или проволоку. Цель данного упражнения: развитие мелкой моторики, усидчивости.
Следовательно, чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.