Папки-передвижки

Консультация для родителей «Что необходимо делать для развития у дошкольников самостоятельной игровой деятельности»

Анна Ольшевская
Консультация для родителей «Что необходимо делать для развития у дошкольников самостоятельной игровой деятельности»
▼ Скачать

Очень часто мамочек расстраивает ситуация, когда их малыш вроде бы уже подрос, но он совершенно не пытается самостоятельно играть, его нужно постоянно завлекать и сопровождать в игре. Не удивительно, что таких мам восхищают подробные рассказы других родительниц о том, что их дети прекрасно могут справляться без посторонней помощи и свободно проводить время за игрой, при этом не звать никого на помощь. Есть люди, которые считают, что если ребенок умеет самостоятельно играться, то это зависит от личности и ее характера. Но дело в том, что больше всего это характер личности влияет на выбор той или иной игры: захочет ли малыш увлеченно конструировать, либо лепить, либо рисовать, а может быть он выберет подвижные игры, которые могут нарушить порядок вокруг и лишить всех покоя, к тому же быть не безопасными для ребенка.

Публикация «Консультация для родителей „Что необходимо делать для развития у дошкольников самостоятельной игровой деятельности“» размещена в разделах

На самом деле, детская игра – это приобретаемый навык в процессе обучения и развития малыша. Для развития этого навыка родителям надо в первую очередь НАУЧИТЬ своего ребенка играм в те или иные игрушки, чтобы у ребенка закрепился навык различных манипуляций с предметами (игрушками). Это происходит точно так же, как обучение гигиеническим навыкам: умываться, насухо вытираться, чистить зубы, пользоваться бумажной салфеткой и т. д. По мере освоения этого навыка, ребенок уже может выполнить его самостоятельно, в том числе играть в игрушки.

Когда же ребенок начинает играться самостоятельно?

Иногда взрослые считают странным, почему ребенок, научившийся сидеть, ползать, ходить, самостоятельно научиться играть не может. Но все дело в том, что он не знает способов и приемов манипуляции с тем или иным предметом, поэтому просто он не умеет играть. Если взрослый решил, что достаточно дать ребенку игрушку и он сам сразу поймет, как с нею можно поиграть.

Дети 1-2 лет обожают играться простыми предметами быта: кастрюлями, крышками, чашками и др., таким образом они стремятся повторить за взрослым его действия с этими предметами. Поэтому НЕЛЬЗЯ ругаться на малыша за то, что он постоянно лезет в стол или ящик, чтобы достать оттуда чашку, тарелку или сковородку. Задача взрослых научить ребенка использовать в играх предметы-заместители и при этом показывать разные примеры использования предмета-заместителя в других играх. Если взрослый активно поиграет с ребенком несколько раз, то тот сможет запомнить и впоследствии воспроизвести все действия самостоятельно. Тут стоит отметить, что начинать надо с простых, элементарных манипуляций с игрушкой, постепенно дополняя и развивая по сложности игру. Ориентироваться на возрастные возможности ребенка и его игровой опыт. Можно показать как собрать пирамидку или сортер, как вращать юлу, как строить башенку из кубиков, как катать тележку или ставить машинку в гараж и т. д. Покажите как катить машинку по коврику, объезжать вокруг препятствий и наблюдать за вращением колес. Позже можно катать на машинке куклу, нагружать кубики в кузов и везти их строить домик для зверушек и т. д. Таким образом, в процессе совместных повторений и закреплений навыков игры с игрушками ребенок сможет перейти к самостоятельной игре с ними.

Очень хорошо, когда ребенок учится использовать в игре предметы-заместители. Например, роль кораблика может исполнить большая коробка, лошадку заменить веником, надев на него чулок, а вместо ложечки использовать палочку. И это весело и забавно, так как тренирует нестандартное мышление, креативность, а так же развивает мышление и фантазию и ребенка.

С 2 лет дети уже учатся овладевать сюжетно-ролевыми играми. В этом им так же понадобится помощь взрослого. Всем известная игра в «Дочки-матери» на имеет огромное значение для отработки навыков социальной коммуникации. В этом случае кукла выполняет роль "дочки", а сам ребенок – роль "матери". В игре ребенком проигрываются разные бытовые сюжеты и житейские ситуации. В некотором измененном виде эта игра может использоваться и для мальчиков. В ней они тоже примеряют на себя роль взрослого, то есть "папы".

Почему ребенок не играет самостоятельно?

Если ребенок 4-5 лет все таки не пытается играть самостоятельно, а бродит за мамой «по пятам», лишая возможности заняться своими личными делами, то в данном случае на это может влиять две причины:

1. Ребенок самостоятельно играть НЕ УМЕЕТ. Это конечно же зона ответственности родителей, которые не научили своего ребенка себя занимать. Это не страшно, так как у детей дошкольного возраста в целом имеется потребность и стремление к самостоятельности, поэтому есть прекрасная возможность родителям поправить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Правда нужно будет уделить больше внимания совместной игре, раскрыть перед ребенком их увлекательность процессом игры.

2. Ребенок самостоятельно играть УМЕЕТ, но НЕ ХОЧЕТ. Это может говорить о недостатке родительского внимания. Возможно они чрезвычайно много работают, мало времени проводят с ребенком и он таким способом привлекает к себе внимание, когда родители приходят домой. В таком случае, родителям НЕОБХОДИМО соблюдать ежедневно такое правило: Обязательно поиграть с ребенком час/полчаса времени в день, отложив все свои дела на потом, чтобы ребенок смог почувствовать внимание на себе, любовь, заботу, свою важность и необходимость для них! Со временем это ощущение недостатка внимания от близких людей пройдет и ребенок начнет больше играть в свои любимые игры сам.

Самостоятельная игра не значит, что ребенку не нужны больше ваша помощь или поддержка, что его можно оставить одного в трудной ситуации! Допустим, у него не получается собрать паззлы, когда есть вероятность сложиться ситуация переутомления, расстройства у ребенка, тем самым потеряется и интерес к игре. Поэтому старайтесь поддерживать ребенка, помогать ему справляться с трудной ситуацией использовать похвалу. Положительная оценка вселит уверенность в собственных силах и окажет стимулирующее воздействие на развитие самостоятельности у ребенка.

Как приучить ребенка играть самостоятельно?

Оказание на ребенка давления или попытка настоять, чтобы он играл самостоятельно, не дадут положительного результата, так как игра должна приносить радость, увлекать и пробуждать искренний интерес. Вот несколько правил, которые помогут научить ребенка самостоятельно играть в игры:

1. Пространство для игры должно быть чистым, безопасным, комфортным!

2. Благоприятное время для игры – это когда ребенок сытый, бодрый, здоровый и в хорошем настроении!

3. Старайтесь не уходить слишком далеко от ребенка, чтобы вы могли услышать его голос если он вас позовет! Это не означает, что вы должны сидеть с ним рядом, но вы должны находиться в поле зрения ребенка - это даст ему ощущение безопасности.

4. Периодически поглядывайте чем занят ребенок, тем самым демонстрируя свой интерес к нему, что вы не забыли про него!

5. Найдите за что можно похвалить ребенка! Она должна звучать детально, а не в общем. Это не должна быть простая фраза «Ты молодец!» или "Супер!", а например, «Здорово! У тебя получилась яркая картина (красочный домик)", " Ты построил замечательный дом! Он такой высокий и прочный! Ты постарался на славу!", «Ты очень красиво расставил игрушки на полке! Приятно посмотреть!» и т. д.

6. Интерес ребенка к процессу игры будет расти, если вы больше времени уделите совместным с ним играм. В скором времени вы заметите, что он чаще стал играть самостоятельно, в то время как у родителей вдруг возникнут свои дела.

7. Возьмите в привычку регулярно участвовать в его играх, даже если ребенок уже хорошо играет самостоятельно! Все равно у него должно быть ощущение заинтересованности родителей в совместном времяпрепровождении, и тогда самостоятельные игры не вызовут никакого дискомфорта! Ребенок будет знать, что взрослый в нужный момент может присоединиться к нему, когда этого может потребовать игровая ситуация или когда он будет свободен от своих дел.

Зачем необходимо прививать ребенку умение самостоятельно играть?

ВАЖНО понять, что умение ребенка занять себя самостоятельно необходимо не только для того, чтобы у родителей могло появиться свободное для себя время. Бывают не редкими ситуации, когда неумение ребенка занять себя игрой является причиной того, что мама не уделяет этому должного внимания, не хочет себя этим утруждать, тратить время.

Однако, самостоятельная игра – это очень важный момент в развитии личности ребенка, когда совершенствуются все психические процессы (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, внимание, речь, логика, образное мышление, развивается мелкая моторика и эмоционально-волевая сфера ребенка (терпение, усидчивость, настойчивость, инициативность и др.). Посредством игры ребенок познает азы социальной адаптации.

Поэтому со стороны родителей так ВАЖНО контролировать, чтобы интерес ребенка к игре не угасал, обращать внимание на степень сложности игры, на соответствие ее возрасту ребенка, опираться на предыдущий игровой опыт, постепенно его усложняя и развивая!

Публикации по теме:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детейАтрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей Самое начало жизни ребенка, это дошкольный возраст, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Фотоотчёт о самостоятельной игровой деятельности «Мы любим цирк!» в старшей группеФотоотчёт о самостоятельной игровой деятельности «Мы любим цирк!» в старшей группе Что меня потянуло, в очередной раз схватится за фотокамеру? А вот что! За окном уже который день дождь, гулять не идём, дети спокойно играют.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?»Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?» Делайте! 1. Радуйтесь Вашему малышу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда малыш сможет Вас.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что необходимо делать для развития у дошкольников самостоятельной игровой деятельности»
Опубликовано: 7 октября 2021 в 03:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Что необходимо делать для развития у дошкольников самостоятельной игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ольшевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД