Вера Гусакова
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок становится просто неуправляемым, все делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу. За скандалом следует наказание, за наказанием – взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слышать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Есть родители, которые считают, что ребенка необходимо «сломать», иначе он «сядет на шею», избалуется. Их слово всегда, при любых обстоятельствах и любой ценой остается последним. Есть родители, которые пытаются предупредить каждый шаг своего малыша (который остается «малышом» и до 20 и до 30 лет, предупредить, защитить, оградить от всего. Есть такие, которые, столкнувшись с проблемами воспитания, машут на все рукой: «Делай что хочешь. Только потом не жалуйся. Это твоя жизнь». Все родители – эти и многие другие – желают счастья своим детям. Но далеко не всем удается сохранить с ними взаимопонимание, доверие и любовь.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, если ребенок не слушается?“» размещена в разделах
Что делать, если ваш малыш не слушается?
Предложенные методы и приёмы помогут установить родителям контакт с непослушным ребёнком.
1. «ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ»
Основное и первое, что нужно, – назвать чувства ребенка. Дети помогают себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им. Назовите то чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит. Признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.
Например: «Тебе обидно отрываться от интересной игры, чтобы пойти спать». Если вы признали и назвали чувства ребенка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить ему не убирать игрушки, т. д. Признание чувств – лишь этап, настраивающий вас обоих на сотрудничество.
2. «ОТВЛЕЧЕНИЕ»
Если ребёнок не слушается, не хочет собирать игрушки, плачет и капризничает, можно попытаться отвлечь его и переключить внимание на что-нибудь другое, например, посмотреть в окно и понаблюдать за птицей, посмотреть на аквариум, домашнее животное, которое рядом.
Когда ребёнок успокоится, можно вернуться к проблемной ситуации снова. Есть шанс, что ребёнок не станет упрямиться и соберёт игрушки.
3. «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ»
Этот способ хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно одеваться на прогулку и спать ложиться. Таким ребенок образом с удовольствием сделает то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника, и такой прием тут же переключает ситуацию. Главное, что уходит конфликтная атмосфера, противостояние и ребенок и родители или воспитатели начинают сотрудничать. Но этот прием перестает работать, если применять его слишком часто. Ребенок начинает подозревать, что им манипулируют с помощью игры. А также следует знать, что даже у дошкольника нужно формировать разумное, обдуманное послушание.
4. «ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР»
Если ребёнок часто капризничает по поводу одевания и не желает надевать ту или иную одежду, можно предоставить ему право выбора. И спросить утром: «Какую футболку ты сегодня хочешь надеть: красную или зелёную?»
Если ребёнок не хочет расставаться с игрушками и ложиться спать, можно предложить взять одну из игрушек в постель и спросить: «Ты какую игрушку возьмё шь с собой спать: куклу или мишку?»
5. «ОТСРОЧКА, ИЛИ «ТАЙМ-АУТ»»
Этот способ заключается в том, что взрослый откладывает ситуацию немного позднее время. Но этот способ не подходит, если требуется быстрое реагирование. Но иногда спор касается вопросов, которые возни кнут в будущем или являются «мировоззренческими», речь идет о спорах, которые можно и не разрешать сию минуту. Вы понимаете, что вам не удается убедить ребенка, предложите ребенку взять «тайм-аут». Скажите, что вам нужно подумать, и вы поговорите об этом позже (только назовите когда). И не забудьте о своем обещании, чтобы дать пример ребенку.
6. «УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ»
Очень важно не только убеждать ребёнка в чём-либо. Обычно это касается правил поведения в обществе, безопасного поведения на улице, дорогах. Нотации взрослых без активного включения ребёнка в беседу, не эффективны. Надо обязательно обсуждать проблемные ситуации с ребёнком, вести диалог. В этом случае ребёнок обдумывает ситуацию, высказывает своё мнение, находит способ выхода из неё.
7. «ТРЕБОВАНИЕ»
Есть ситуации, когда применимо только строгое и бескомпромиссное требование. Например, если ребенок прыгает с высокого забора или балуется на краю обрыва, тут вряд ли подойдут отвлекающие приемы, уговоры и убеждения. Как и в ситуации, когда ему пришло в голову выкрикивать что-то на представлении утренника. Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Вы коротко высказываете требование («Прекрати…» или «Сделай…») и, если есть время, даете предельно краткое пояснение – почему: «Опасно прыгать с высокого забора». Но требованиями, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они, чем младше ребенок, тем чаще. После того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.
8. «НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ»
Часто ребёнок использует плач, истерики для того, чтобы взрослые уступили и разрешили сделать то, что обычно запрещают.
Таким образом, ребёнок прибегает к манипуляции взрослыми.
Ни в коем случае нельзя уступать ребёнку. Если есть запрет на определённое поведение, то надо настаивать на этом, идти до конца. Не доводить до ситуации, когда ребёнок станет в семье ведущим, а родители ведомыми.
Советы психолога: если ребенок не слушается
Независимо от того сколько ребенку лет его непослушание — это признак того, что у него есть собственное мнение и он никогда не будет ведомым и конформным человеком, который будет принимать мнение окружающих как собственное. Поэтому не следует пытаться подавить его непослушание на корню, сделав ребенка податливой марионеткой.
Существуют полезные правила для родителей непослушных детей, которые помогут найти путь к гармонии с малышом:
• не следует проявлять агрессию к непослушному ребенку, ведь это может принести обратный эффект
• не пытайтесь «наказать» непослушного ребенка показным равнодушием
• уделяйте ребенку как можно больше внимание, разговаривайте с ним и объясняйте то, что малышу интересно
• не поддавайтесь на попытки ребенка манипулировать и командовать Вами
• выражайте требования в форме просьб, мягко и тактично
• показывайте позитивный пример поведения ребенку (ведь если Вы сами не соблюдаете правила, которые устанавливаете для ребенка, будет ли он им следовать)
• во время кризисных периодов не следует отчитывать ребенка за его поведение — это природный показатель развития и капризы пройдут через месяц-второй.