Светлана Ачолова
Консультация для родителей «Читаем дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Светлана Ачолова
Консультация для родителей «Читаем дома»
Консультация "Читаем дома"
«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души»
Цицерон
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что
несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет
погружение в чтение.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам
Публикация «Консультация для родителей „Читаем дома“» размещена в разделах
удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую
повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к
чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен
знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного
домика, и не повозка, которую можно возить по комнате.
Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно
перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.
Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает
ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать : ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
9. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.
Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
10. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова -
сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.
Главная Консультация для родителей на тему : "Польза выразительного чтения вслух для детей старшего возраста"
Консультация для родителей на тему : "Польза выразительного чтения вслух для детей старшего возраста"
Автор: Квитченко Ирина Николаевна
«Хорошая книга - точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знания
и обобщение действительности, способность понимать мир»
Л. Н. Толстой.
«Книга -сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни»
А. Упит
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что
несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет
погружение в чтение.
Взрослый, читая книгу, должен сделать этот процесс увлекательным и соблюдать некоторые правила:
Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам
удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую
повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к
чтению.
Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен
знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного
домика, и не повозка, которую можно возить по комнате.
Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно
перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.
Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает
ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать : ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.
Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова -сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.
Произведения социально-нравственного содержания в помощь родителям для чтения детям 5-6 лет:
Книги о дружбе
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»,
Е. Пермяк «Самое страшное»,
Е. Серова «Нехорошая история»,
Г. Остер «Сказка с подробностями»,
Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».
Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»,
Х. Хайне «Друзья навсегда».
Успенский, Эдуард Николаевич. Крокодил Гена и его друзья
«Бременские музыканты», братья Гримм, пер. снем. А. Введенского
Д. Самойлов. «У слонёнка день рождения»
Отношения к природе
А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»
Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.)
Бунин. «Листопад» (отрывок)
А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.».
Я. Аким. «Первый снег»
И. Суриков. «Зима»
О вежливости
К. Чуковский. «Телефон»
С. Маршака «Урок вежливости»,
«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского;
русская народная сказка «Лиса и журавль»;
«Ежели вы вежливы» С. Маршака
«Правила поведения для детей» О. Журавлева;
«Волшебное слово» В. Осеевой;
«Уроки вежливости» А. Усачева.
О доброте
К. Чуковский. «Федорино горе»;
стихотворения О. Дриз «Добрые слова»;
В. Осеевой «Хорошее»;
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»;
П. Ершов «Конек — Горбунок».
Пословицы о доброте:
Добрый человек придёт, словно свету принесет.
Доброе слово – половина счастья.
Добрый скорее делает дело, чем сердитый.
Доброе дело веками помнится.
Добрый человек в добре живет век.
Жизнь дана на добрые дела.
О помощи
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе
В. Бианки. «Подкидыш»
В. Осеева. «Волшебная иголочка»
В. Осеева «Заячья шапка»,
В. Осеева «Добрая хозяюшка»,
О трудолюбии
С. Михалкова «Важные дела».
Александр Щедрецов «Два медвежонка»
Толстой «Заяц пляши-гуляй».
«Скучен день до вечера коли делать нечего»
«Играть - играй, да дело знай»
«Всё готово, да бестолково»
«Поспешишь - людей насмешишь».
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (5-6 ЛЕТ) ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)
И Токмакова «Деревья».
К. Ушинский «Спор деревьев».
А. Плещеев «Ель».
А. Фет «Осень».
Г. Скребицкий «Осень».
К. Ушинский «Четыре желания».
А. Пушкин «Осень».
А. Толстой «Осень».
Тема: Хлеб
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Ю. Круторогов «дождь из семян».
Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
М. Глинская «Хлеб»
Укр. н. с. «Колосок».
Я. Тайц «Все здесь».
Тема: Овощи, фрукты
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
М. Исаковский «Вишня»
Ю. Тувим «Овощи»
Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Тема: Грибы, ягоды
Е. Трутнева «Грибы»
В. Катаев «Грибы»
А. Прокофьев «Боровик»
Я. Тайц «Про ягоды».
Тема: Перелетные и водоплавающие птицы
Р. н. с. «Гуси-лебеди»
В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».
А. Майков «Ласточка»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Л. Н. Толстой «Лебеди»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
А. Н. Толстой «Желтухин».
Тема: Наш город. Моя улица.
З. Александрова «Родина»
С. Михалков «Моя улица».
Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»
С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
З. Александрова «Сарафанчик».
С. Михалков «А что у вас?».
Тема: Домашние животные и их детёныши.
Е. Чарушин «Что за зверь?»
Г. Остер «Котенок по имени Гав».
Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
Бр. Гримм «Бременские музыканты».
Р. н. с. «Волк и семеро козлят».
Тема: Дикие животные и их детёныши.
А. К. Толстой «Белка и волк».
Р. н. с. «Заюшкина избушка»
Г. Снегирев «След оленя»
р. н. с. «Заяц-хваста»
И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл. : «Белка», «Медвежья семья».
Р. н. с. «Зимовье».
Тема: Поздняя осень. Предзимье
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Д. М. Сибиряк «Серая шейка»
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…»
С. А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».
И. С. Никитин «Встреча зимы»
Тема: Зима. Зимующие птицы
Н. Носов «На горке»
К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
В. Бианки «Синичкин календарь».
В. Даль «Старик – годовик».
М. Горький «Воробьишко»
Л. Н. Толстой «Птичка»
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
С. Михалков «Зяблик».
Тема: Библиотека. Книги.
С. Маршак «Как печатали книгу?»
В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.
С. Я. Маршак «Багаж».
Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
Н. Саконская «песенка о метро»
М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Тема: Новый год. Зимние развлечения.
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Круглый год (декабрь)
Р. н. с. «Снегурочка»
Е. Трутнева «С Новым годом!».
Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
Н. Носов «Фантазёры».
Ф. Губин «Горка».
В. Одоевский «мороз Иванович».
Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.
Б. Заходер «Черепаха».
таджикская сказка «тигр и лиса»
К. Чуковский «Черепаха»
Д. Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
Б. Житков «Про слона».
Н. Сладков «Во льдах».
Тема: Моя семья. Человек.
Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
В. Осеева «Просто старушка».
Я Сегель «Как я был мамой».
П. Воронько «Мальчик Помогай»
Д. Габе «Моя семья».
Тема: Дом и его части. Мебель.
Ю. Тувим «Стол».
С. Маршак «Откуда стол пришел?».
В. Маяковский «Кем быть?2.
Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».
Тема: Рыбы
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Н. Носов «Карасик»
Р. н. с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Г. -Х. Андерсен «Русалочка».
Е. Пермяк «Первая рыбка».
Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.
Б. Житков «Что я видел».
С Маршак «Мяч»
А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
В. Катаев «Цветик – семицветик»
Е. Серова «Нехорошая история».
Тема: Профессии.
Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
«Чем пахнут ремесла?»
Я Аким «Неумейка».
А. Шибарев «Почтовый ящик».
Тема: Защитники отечества. Военные профессии.
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
А. Твардовский «Рассказ танкиста».
З. Александрова «Дозор».
Тема: Комнатные растения.
В. Катаев «Цветик-семицветик»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка».
Тема: Ранняя весна. Праздник 8 Марта.
М. Родина «мамины руки».
Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Е. Пермяк «Мамина работа»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
Л. Квитко «Бабушкины руки».
С. Михалков «А что у вас?».
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
И. Тютчев «Зима недаром злится»
С. Маршак «Круглый год»
Г. Скребицкий «Апрель».
В. Бианки «Три весны».
Тема: Почта.
С. Маршак «Почта».
Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
«Чем пахнут ремесла?»
Я Аким «Неумейка».
А. Шибарев «Почтовый ящик».
Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы.
С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
М. Пожарова «Маляры»
Г. Люшнин «Строители»
Е. Пермяк «Мамина работа».
Тема: Посуда
А. Гайдар «Голубая чашка».
К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»
Бр. Гримм «Горшок каши».
Р. н. с. «лиса и журавль».
Тема: Космос. День космонавтики.
А. Барто «Веревочка».
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Ю. А. Гагарин «Вижу землю».
Тема: Хлеб
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Ю. Круторогов «дождь из семян».
Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
М. Глинская «Хлеб»
Укр. н. с. «Колосок».
Я. Тайц «Все здесь».
Тема: Насекомые.
В. Бианки «Приключение муравьишки».
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
К. Ушинский «Капустница»
Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
Тема: Продукты питания.
И. Токмакова «Каша»
З. Александрова «Вкусная каша».
Э. Мошковская «Маша и каша»
М. Пляцковский «Кому что нравится».
В. Осеева «Печенье».
Р. н. с. «Горшочек каши».
Тема: День Победы.
С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».
А. Твардовский «Рассказ танкиста».
А. Митяев «Мешок овсянки».
М. Исаковский «Навек запомни».
С. Баруздин «Слава».
К. Симонов «Сын артиллериста».
Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.
А. Прокофьев «Родина».
З. Александрова «Родина».
М. Ю. Лермонтов «Родина»
С. Баруздин «За Родину».
Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)
Е. Благинина «Одуванчик».
А. К. Толстой «Колокольчики».
В. Катаев «Цветик-семицветик».
Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.
К. Ушинский «Четыре желания».
А. Плещеев «Старик»
Е. Благинина «Одуванчик».
З. Александрова «Сарафанчик».
Прочтите и вдумайтесь в эти замечательные строки:
Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
Не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
Книга – дар бесценный, что как солнце, светит.
Пусть полюбят дети светлые страницы –
И улыбкой доброй озарятся лица.
Каждый родитель мечтает, чтобы дети радовали их своей сообразительностью и образованностью.
Книга призвана содействовать процессу воспитания и образования ваших чад.