Зюляева Марина Сергеевна
Консультация для родителей «Чистоговорка — дело не шуточное!»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых.
Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.
Публикация «Консультация для родителей „Чистоговорка — дело не шуточное!“» размещена в разделах
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Составитель известного словаря В. И. Даль чистоговорку определяет так : "Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения". Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.
Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки – самые первые и близкие его наставники и воспитатели.
Для чего нужны чистоговорки?
Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи. Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка : "Са-са-са – идёт хитрая лиса".
Виды заданий:
1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией:
- произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т. д.);
- произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
- произносим тихо или громко;
- произносим в разном темпе (медленно или быстро);
- произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.
Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
Виды заданий:
- Добавляем слог с определё нным звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т. д.
- Прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т. д.
- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом) :
Са-са-са – … (каша, коза, коса? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша? Ча-ча-ча - куча и т. д.
- Повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т. д.
- Поменяем звуки:
"л" на"р" : Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
"ш" на"с" : Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за (лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т. д.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия) :
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т. д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т. д.
- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки) :
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки) :
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т. д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т. д.
- Называем слова "ласково" :
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т. д.
4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т. д.