Светлана Смирнова
Консультация для родителей «Чем заниматься с ребенком от года до трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
От года до трех ребенок стремится делать все сам, но у него не всегда получается. Задача родителей — помочь ребенку в развитии функциональной независимости. Для этого нужно не только не выполнять все действия за малыша, но и продумать домашнюю обстановку так, чтобы ребенок действовал самостоятельно. Мы подскажем, чем можно заниматься в этом возрасте и какие изменения сделать дома, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее.
Создаем условия для самостоятельности
Публикация «Консультация для родителей „Чем заниматься с ребенком от года до трех лет“» размещена в разделах
В 1,5 года дети уже способны делать многие вещи без посторонней помощи или с минимальной поддержкой, например, ухаживать за собой. Главное — создать подходящие условия и выработать правильный алгоритм действий.
Если у ребенка будет доступ к шкафу, комоду или полкам с одеждой и обувью, он сам сможет выбрать, в чем пойти на прогулку. Но малышу поначалу трудно сориентироваться и сделать выбор среди большого количества вещей, поэтому приготовьте не менее трех готовых комплектов и положите их на видное место.
В этом возрасте малыша уже можно приучать к горшку, и горшок должен стоять в туалете, а не в детской комнате, иначе ребенку будет сложно понять, что посещение туалета — это интимный процесс. Да и негигиенично это — когда горшок находится рядом с игрушками. Если же вы хотите перескочить «стадию горшка», купите детскую накладку на унитаз со ступеньками и перилами, и тогда ваш малыш начнет копировать взрослых и быстро овладеет новым навыком.
Доверьте ребенку простые операции с едой и посудой: поставить на стол бутылочку с соком или пластиковую тарелку с пюре, разложить в правильном порядке столовые приборы, положить еду из общей посуды в свою, намазать джемом хлеб или перемешать салат. А если что-то прольется или разобьется, всегда можно взять тряпку или веник и навести порядок.
Ребенку неудобно сидеть за взрослым столом на обычном стуле, поэтому купите для него детскую мебель, а при составлении гардероба, старайтесь, чтобы у одежды были несложные застежки, которые можно застегнуть и расстегнуть самостоятельно.
Не покупайте комбинезоны, штаны на лямках, боди, кофты с узкой горловиной и молниями на спине — с ними даже взрослому человеку бывает сложно справиться, а ребенку просто не под силу.
Важно, чтобы ребенок мог пользоваться предметами в доме — низкий выключатель позволит включать и выключать свет, отдельная вешалка и полка для вещей — собираться на прогулку и убирать игрушки, дополнительный столик в гостиной — самому выбирать место для рисования: рядом с родителями или в своей комнате, а ночник возле кровати — спокойно засыпать в темноте, ведь его можно включить в любой момент.
Больше активности!
Если пространство и ваши финансовые возможности это позволяют, купите ребенку спортивный уголок. Но совсем не обязательно превращать детскую комнату в фитнес-центр — интересные спортивные развлечения можно придумать и без этого.
Ребенок будет в восторге от предложения несколько раз пролезть под столом, попрыгать через скамеечку или вместе с папой сделать комплекс гимнастических упражнений. На прогулке разрешайте малышу бегать, прыгать, лазать по детской площадке, качаться на качелях и скатываться с горки.
Особое внимание уделите упражнениям, позволяющим скоординировать движения обоих рук и ног: ползание, откручивание крышки у банки, мытье посуды губкой, еда с помощью вилки и ножа, застегивание пуговиц и липучек. Они тренируют межполушарное взаимодействие, необходимое для успешной работы мозга, решения двигательных и мыслительных задач.
Как ни парадоксально, но развитию навыков письма и чтения лучше всего способствуют операции, не имеющие ничего общего с этими процессами. Например, полезно следить взглядом за катящимся предметом — это формирует навык слежения, который будет использован ребенком при чтении. Захватывая пальцами маленькие фигурки, ребенок развивает тонкое управление пальцами для владения ручкой. Рамки и вкладыши учат анализировать и сопоставлять форму и контур предмета, чтобы впоследствии, верно, воспроизводить графемы. Движения, требующие пересечения вертикальной оси тела, как при подметании метлой, развивают навыки, необходимые для адекватного восприятия всего пространства листа, без различия левого и правого зрительного поля.
Кстати, чем больше мы учим малыша рисовать, тем хуже формируются художественные способности и навыки письма. Намного эффективнее, если ребенок будет самостоятельно изучать пространство листа, экспериментировать с доской, пленкой, красками, рисовать разные линии и координировать руки и глаза.
Если мы показываем ребенку, как нужно рисовать, он прекращает свои эксперименты и старается копировать действия взрослых. При этом малыш, скорее всего, останется недоволен результатом и будет просить, чтобы рисовали вы, а сам предпочтет только наблюдать.
Сенсорное развитее важно, но лучше, если оно вплетено в жизнь. Маленькие дети — прагматичные существа, им необходимо чувствовать и понимать смысл своих действий, поэтому замешивать тесто лучше, чем лепить из пластилина, а исследовать фактуру поверхностей, натирая деревянную статуэтку полировкой или протирая стол губкой — интереснее, чем рассматривать пособия. Впрочем, перебирать разнообразный природный материал или манипулировать предметами интересной формы — одно из самых подходящих занятий для детей этого возраста.
Наблюдайте за ребенком и постарайтесь определить, что вызывает у него интерес и предлагайте похожие занятия. Например, если ребенку нравится соединять разные предметы, придумайте безопасные виды активности: расставляйте цветы по маленьким вазочкам, рассовывайте карандаши по петлям в пенале, собирайте пирамидки, нанизывайте колечки на изогнутые палочки или бусины на нитку, открывайте ключом навесной замок, раскатывайте деревянной скалкой тесто.
Просто обведите комнату глазами и найдите интересные вещи и процессы, которые можно с их помощью делать. Воспитание — это совместное приключение и творчество. Разделите его со своим ребенком, и он это оценит.
Коммуникация с ребенком
В возрасте 18 месяцев дети с радостью узнают знакомые предметы и внимательно слушают, если взрослый называет изображение на карточке или в книге. Старайтесь описывать происходящее, а не использовать синонимы для обозначения одного явления и уменьшительно-ласкательные суффиксы. Учите ребенка простым словечкам «мяу», «бум», «ой» и жестам, с помощью которых можно попросить предмет, но не поощряйте замену ими «настоящих» слов. Постоянно разговаривайте с ребенком, а не вспоминайте об этом только для того, чтобы дать ценное указание или поругать.