Арасланова Ксения
Консультация для родителей будущих первоклассников «Что такое дисграфия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия – нарушение письменной речи ребенка
Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и в настоящее время - это одна из самых актуальных проблем логопедии. Многие отечественные ученые, изучая дисграфию, определяют ее как частичное специфическое нарушение процесса письма.
Нарушения письма являются самыми распространенными формами речевой патологии, у младших школьников. Письмо является базовым школьным навыком, поэтому его нарушения оказывают влияние на весь процесс обучения, речевое развитие детей и формирование ряда функций неречевого характера.
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников „Что такое дисграфия“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Темочки
Правильное написание слова не есть результат одного только изучения определенных орфографических правил. Подавляющее большинство правильных написаний подготавливаются в сознании ребенка еще в процессе развития устной речи. Чем активнее протекает процесс формирования речи, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму. И наоборот, чем беднее протекает процесс формирования речи, тем хуже ребенок овладевает письмом. К сожалению, часто первые признаки неготовности ребенка к обучению письму остаются без внимания до начала обучения в школе.
Для успешного овладения навыком письма следует формировать у дошкольника и младшего школьника следующие умения:
• произносить звуки без ошибок (правильное звукопроизношение);
• услышать звук и выделить его среди других звуков;
• изменять и образовывать слова;
• согласовывать слова в предложении, пользоваться в речи предлогами;
• выделять слова из потока речи, определять их количество в предложении;
• делить слова на слоги и определять их количество;
• определять количество и последовательность звуков в слове;
• определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• дифференцировать символы, которые имеют схожее графическое выражение;
• ориентироваться на листе бумаги; – ориентироваться на образец, точно его копировать;
• производить точные движения кистью и пальцами рук;
• соблюдать при письме одинаковый размер символов и их расположение на рабочей строке.
Выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д., свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д., аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т. д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
• пропуски букв и слогов;
• перестановка букв и (или) слогов;
• недописывание слов;
• написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук");
• повторение букв и (или) слогов;
• контоминация - в одном слове слоги разных слов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т. д. ;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Причины дисграфии
Причины дисграфии у младших школьников можно разделить на две подгруппы: органические и социально-психологические.
К органическим относятся:
• различные поражения головного мозга, возникшие в пренатальном периоде или в первые месяцы жизни;
• инфекции, перенесенные плодом во время внутриутробного развития;
• вредные привычки матери в период вынашивания ребенка (активное курение, алкоголь, употребление запрещенных препаратов);
• нерациональное или неправильное использование сильнодействующих лекарственных средств матерью во время беременности;
• родовые травмы, повлекшие за собой механическое повреждение головного мозга, асфиксию;
• недоношенность;
• перенесенные инфекционные заболевания, затрагивающие ЦНС и головной мозг (менингит, энцефалит);
• тяжелые, с длительным лечением соматические болезни, вызывающие в результате нервное и физическое истощение малыша;
• наследственный фактор.
В число малышей, склонных к развитию письменных нарушений, входят также дети, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой рук
К социально-психологическим причинам возникновения дисграфии относятся:
• Общение внутри семьи и в ближайшем окружении ребенка на нескольких языках;
• постоянное использование при разговоре с малышами уменьшительно-ласкательных вариантов слов, намеренное смягчение твердых звуков, которое в народе называется «сюсюканье».
• представленность малыша самому себе, когда родители не занимаются общим физическим и умственным развитием ребенка, невнимание к речевым ошибкам (педагогическая запущенность);
• недостаток речевого общения;
• преждевременное или сильно запоздавшее обучение грамоте, чтению, навыкам письма;
• нестабильная психологическая обстановка в семье.
Особое внимание нужно обратить:
• Если Ваш ребенок левша.
• Если он - переученный правша.
• Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
• Если в семье говорят на двух или более языках.
• Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
• Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
• Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
• Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река, суба (шуба).
• При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня, клёква (клюква).
• Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Выявление дисграфии – сложный процесс, в основе которого лежит решение многих задач, но если возникает подозрение на наличие патологии у ребенка, нужно проконсультироваться со специалистами:
• офтальмолог – увидит глазные заболевания и нарушения мозгового кровообращения;
• отоларинголог – обследует на наличие болезней горла, ушей и носа;
• стоматолог – увидит дефекты строения зубов, которые могут мешать правильно произносить слова и косвенно способствуют неграмотному их написанию;
• невролог – определит состояние центральной нервной системы, существующие в этой области проблемы;
• логопед – выявит наличие дефектов устной речи и их взаимосвязь с ошибками на письме, определит вид дисграфии.
Выделяют основные этапы диагностики дисграфии:
1. Исследование письменных работ.
2. Изучение физического, психического, речевого развития пациента, состояния органов зрения, слуха.
3. Обследование артикулярного аппарата, ручной и речевой моторики, определение главной руки.
4. Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребенка, знания и использования им лексико-грамматических основ.
5. Проведения проверки письменной речи.
Анализ письменной речи предполагает выявление расстройства путем предоставления ребенку различных письменных заданий (списывание с рукописного и печатного текстов, описание картинок, диктанты, тесты, после выполнения которых выносится вердикт.
У детей-дошкольников риск возникновения последующих проблем с письмом выявляется по качеству рисунков. Рисуют «потенциальные дисграфики» возраста 3-6 лет неохотно, неровными линиями, отрывисто, нечетко. Это часто связано с неразвитыми мышцами пальцев рук и слаборазвитой моторикой рук.
Обследование при нарушениях письменной и разговорной речи проводится максимально полное, включающее как психолого-логопедические, так и медицинские методы диагностики. В первую очередь специалисты стремятся выявить причину расстройства. Для этого необходимо:
• изучить особенности внутриутробного развития ребенка, его первых месяцев и лет жизни;
• оценить общее неврологическое, физическое и психическое здоровье юного пациента;
• собрать полную информацию о перенесенных травмах и заболеваниях, патологиях ближайших родственников;
• изучить образ жизни школьника, его окружение, эмоциональную обстановку в семье.
Психолого-логопедическая оценка направлена:
• на изучение и анализ письменных работ;
• на оценку общего речевого развития;
• на определение уровня развития артикуляционного аппарата;
• на оценку объема словарного запаса;
• на анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем, грамматических навыков.
Основная задача диагностики – разделение нарушений, вызванных реальной патологией, и симптомов, спровоцированных элементарным отсутствием знаний, что играет решающую роль в выборе схемы коррекции
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. На основании проведенного комплекса исследований логопеды-дефектологи подбирают наиболее оптимальную программу коррекции в зависимости от характера ошибок, степени проявления письменного расстройства и других параметров нарушений. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам профилактики дисграфии можно отнести:
• Развитие тонкой ручной моторики, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. С самого раннего возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук, игровые упражнения.
• Выполнение различных координированных движений руки.
• Использование речевых игр: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы слова, складывание слов.
• Разбор- чем отличается твердое произношение слова от мягкого.
• Наращивание скорости чтения и письма, чтение на время.
• Больше читать. В процессе чтения человек запоминает много слов.
• При написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам.
• Выполнение упражнений, где есть пропущенные буквы (вставлять их).
• Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т. д.
• Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
• Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
• Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
• Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.
• Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами.
• Правильный выбор обычных инструментов письма. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным трехгранным корпусом, т. к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.
• Чего нельзя делать? Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные, учите их не делать.
Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания, терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Единого мнения на то, когда можно диагностировать дисграфию у младшего школьника, нет. Но большинство ученых склоняются к мнению, что наличие или отсутствие данного нарушения письма следует относить ко второму полугодию второго класса обучения в школе. На данном этапе обучения уже можно выявить основные симптомы дисграфии, т. е. специфические ошибки на письме. Именно в это время важна психологическая поддержка взрослых: не оказывать сильное давление, не ругать, не наказывать, терпеливо объяснять ошибки детям. Только правильно организованные систематические занятия со специалистами помогут в устранении данной проблемы.