Елена Павличенко
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»
В последнее время в детский сад приходят дети с нарушением речевого развития и перед нами становится задача по коррекции речи детей. В свою очередь родители могут помочь своим чадам в домашних условиях. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику. Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика дома“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Артикуляционная гимнастика— это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объём и силу движений, выработать точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика—упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Постоянное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л;
2. артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты;
3. артикуляционная гимнастика очень полезна детям у которых снижен тонус мышц щек, губ и языка.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
• Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.
Это такие упражнения:
«Заборчик»
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«Окошечко»
Рот приоткрыть, губы сделать «окошком», зубки сомкнуть.
Упражнения для развития подвижности губ.
«Трубочка»
Вытянуть губы вперед, как хоботок (удерживать до 10).
«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5.
«Блинчик»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Удерживать язык узким (под счет до 10).
«Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до 10
«Грибок»
Рот открыт, язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
«Часики»
Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Качели»
Улыбнуться, рот открыть. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Лошадка»
Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за зубами и поводить им из стороны в сторону.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
«Барабанщик»
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
«Худышки – толстяки»
«Толстяки» - надувание обеих щек одновременно; надувание правой и левой щек поочередно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
«Худышки» - втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
«Маляр»
Улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».
Приведу примеры книг для родителей с артикуляционной гимнастикой :
• Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для дошкольников : пособие для родителей и педагогов», АСТ.
• Волошина И. В. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
• Волошина И. В. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
• Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в считалках», Гном.
• Нищева Н. В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
• Нищева Н. В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезно с ним заниматься артикуляционной гимнастикой. Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект, огромное значение имеет интерес малыша к занятиям и ощущение успеха.
Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.