Вирясова Ольга Ивановна
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Артикуляционная гимнастика для дошкольников»
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика для дошкольников“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Артикуляционные упражнения бывают статические, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков.
Целью артикуляционной гимнастики является :
-выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
-тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
-формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
• Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться ежедневно, желательно 2 раза в день по 5 минут
• Лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа.
• Каждое задание выполняется по 6 - 8 раз.
• Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении)
• Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений
• В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
• Все упражнения должны выполняться точно и плавно, следите за темпом выполнения, за координированностью движения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
• Артикуляционную гимнастику выполняйте под счет
• Упражнения выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (Видишь, язык уже научился быть широким, подбодрить (Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху).
Упражнения для губ и языка
«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней губы (или круговое облизывание губ).
«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, спинка языка поднята к верхнему нёбу.
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по нёбу.
«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.
«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Для развития мышц щек
«Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
«Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
«Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.
Для мышц мягкого нёба и глотки
«Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
«Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э».
Подготовила: учитель-логопед Вирясова О. И.