Папки-передвижки

Консультация для родителей «Аппликация-как средство развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

татьяна степаненко
Консультация для родителей «Аппликация-как средство развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать

Аппликация- как средство развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста

Как отмечают психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Г. М. Якобсон, В. Х. Вилюнас и др., разные виды деятельности особенно ярко проявляется в творческой деятельности.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием мышления ребёнка. Средства, которые также влияющие на развитие мелкой моторики- это массаж, дидактические игры, упражнения, игры с пластилином, игры с крупой и бусами, игры с пуговицами, игры с мозаикой, шнуровки, фасолевые ванны, пазлы, пальчиковые игры, графические упражнения, конструирование.

Публикация «Консультация для родителей „Аппликация-как средство развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Массаж - ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти. Активизирует речевые центры мозга, позитивно влияет на иммунитет, на общее развитие.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра - основной вид деятельности ребёнка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.

Игры с пластилином, а также игры с солёным тестом, с глиной, с помощью этих игр у ребёнка развивается гибкость и подвижность пальцев рук и способствует развитию речи.

Игры крупой и бусами. Ребёнку интересно заниматься сортировкой круп, сортировкой пластмассовых коробочек по цвету. Также помогает для развития мелкой моторики перекатывание грецкого ореха или камешка. Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие. Приобретаются точность и ловкость движений пальцев. Игры с бусами требуют сенсорно- двигательной координации.

Игры с пуговицами - у ребёнка развивается внимание, воображение, знакомство с геометрическими фигурами, выбор по цвету и форме. В этих играх у ребёнка совершенствует и приобретается необходимая ловкость пальцев, а также терпение и выдержка.

Игра с мозаикой - эти игры способствуют развитию пальцев рук.

Шнуровки- они отлично развивают моторику рук, к тому же благодаря им ребёнок овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок.

Фасолевые ванны - способствует развитию координации пальцев.

Пазлы- это разрезная картинка с выемками, в которую вставляется выступ другой детали картинки при скреплений; развивают внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей.

Очень важной частью в развитии мелкой моторики рук являются «пальчиковые игры». Игры очень эмоциональные. Они увлекательные, способствуют развитию речи, всестороннему развитию, творческой деятельности. Ребёнку надевают на пальчик герои сказки и на слова воспитателя озвучивающего данного героя, ребёнок сгибает и разгибает пальцы, это способствует развитию тонких движений руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

На втором году жизни ребё нок знакомится с основными сенсорными эталонами: в конструировании свободно используют кубик, «кирпичик», «крышу». Помимо этого учатся оперировать плоскостными фигурами при составлении разрезных картинок. Малыш пока не знает назначение бумаги. Он мнёт и рвёт бумагу, возит ею по столу. Для ребёнка аппликация не просто забава, но и ещё и труд. Труд особенный - художественный

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение пользоваться ножницами.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому опираясь на исследования Е. А. Янушко, А. Е. Белая, В. И. Миросян, С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной необходимо чтобы в группе детского сада была создана предметно- развивающая среда. Для этого необходимы следующие игры и пособия:

Игры с вкладышами, с матрёшками;

Игры с песком, водой;

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

Игры с глиной, пластилином.

Различные задания пальчиковых игр;

Различные мелкие игрушки, волчки;

Раздаточный материал (пуговицы, молнии, банты, закручивать банки, гайки, шурупы);

Карандаши, раскраски, фломастеры, краски, ножницы;

Поролоновые шарики, губки;

Необходимо учитывать требования, направленные на развитие мелкой моторики рук :

Задания, упражнения должны соответствовать уровню и возрасту ребёнка;

Постепенное усложнение заданий и упражнений;

Многократность повторений зависит от индивидуальных особенностей ребёнка;

Эстетичность, занимательность, достаточное количество материала.

Таким образом, включение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук в комплексе и ежедневно, даёт положительные результаты в работе с детьми. Увлекательные занятия объединяют взрослых и детей, открывают удивительный мир творчества, дают возможность проявить фантазию, развить вкус. Каждый человек носит в себе задатки художника.

Ещё известный психолог Б. М. Теплов отмечал, что каждый ребёнок способен к успешному полноценному художественному творчеству в области искусства, наиболее близкий ему, соответствующий его индивидуальным психологическим особенностям.

В исследованиях Л. А. Венгера было показано: важная для развития творческого мышления способность, как умение выделять наиболее существенные стороны действительности и устанавливать между ними определённые связи и отношения, формируется в процессе овладения действиями наглядного моделирования, являющегося специфической формой последования мыслительной деятельности ребёнка. Источником формирования действий наглядного моделирования является игра, конструирование и аппликация.

Аппликация - один из самых старых древнейших способов по украшению как обуви или одежды, а также предметов быта человека, который используется многими народами и нациями. Происхождение аппликации связано с возникновением шва, стежка на одежде из шкур животных.

Известно, что самым ранним из сохранившихся аппликаций это Пазырыкские курганы (V- III вв. до н. э). древние народы использовали для аппликации самые разнообразные подручные для того времени материалы: войлок, кору, кожу, ткань.

Аппликация была распространена в Европе, особенно времена рыцарства (XII- XVI вв.). Обусловлено это тем, что появились родовые гербы, которые стали украшать знамёна с обоих сторон. Сицилия прославилась вырезанными сукнами, которые в свою очередь распространились потом по всей Италии и Испании, где безумно любили аппликации из бархата на фоне атласа.

Настоящий расцвет аппликаций в этих странах достиг в XVI в. Аппликация стала использоваться как церковное одеяние, для которого было типично повторение одного и того же мотива и комбинации контрастных тонов (желтый, красный, зелёный).

С того времени, как стала производиться бумага, аппликация из ткани стала неактуальна и ей на смену пришла аппликация из бумаги, которую вырезали в виде силуэтов (черных).

Аппликация – это такой вид деятельности (художественной, который очень нравится детям старше 3 лет.

Основа – фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и оттенка материалов, которые используются при ее создании. Очень часто применяют плотную белую или цветную бумагу или же цветной картон. Размер основы аппликации зависит от ее темы и масштаба. Время от времени вырезанные части аппликации прикрепляют к фону не полностью, и тогда, она выходит частично объёмной. Например, лепестки цветка крепятся лишь у середины, а концы его отстают от фона. Это придаёт определенную эффектность изображению.

Обычно является, что аппликация- это очень сложной и достаточно кропотливая работа для аккуратных детей младшего и старшего дошкольного возраста. Но это заблуждение, которое лишает самых маленьких детей, обучению новым навыкам и знаниям.

Для того, чтобы аппликация была доступна и понятна детям раннего дошкольного возраста, все занятия должны проходить с учетом их возможностей, а также возрастных особенностей. В аппликации главный материал - это бумага (белая или цветная, с которой малыши знакомятся значительно рано, начиная с того, когда они учатся и захватывают бумагу в свои кулачки, рвут, мнут ее и бросают.

Аппликация может быть :

Предметная- состоит из отдельных предметов (цветок, дерево, машина, дом, из заранее заготовленных форм создаё тся знакомые детям образы: машинка, домик, цветочек.

Сюжетная- в которой отображено какое- либо событие.

Декоративная- украшающей орнаментом различные предметы, с помощью чередования цвета и форм составляются разнообразные узоры и коврики.

Приобретенный в раннем возрасте опыт по изготовлению аппликации с помощью готовых форм, обеспечивает всестороннее развитие образного видения, а также развития предпосылок сюжетного рисунка. Общение с бумагой незаметно оказывает влияние на общее развитие ребёнка : фиксируются его пальчики; становятся значительно лучше сенсорные действия - на уровне чувств, ребенок начинает познавать фактуру, различает плотность и цвет бумаги. У ребенка возникает интерес к занятию аппликацией.

Чтобы занятия с аппликацией были интересными и доступными для малыша, занятия необходимо планировать и проводить учитывая их возрастные возможности, а также особенности.

Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, выделении главного способствует ускоренному развитию аналитико- синтетических процессов, способностей к комбинированию, преобразованию, а это является одним из компонентов успешного развития и обучения ребёнка в детском саду и в школе.

Для детей второй половины второго года жизни аппликация - более лёгкий по технике исполнения вид художественной деятельности, чем рисование или лепка. При составлении того или иного образа ребё нок выполняет несложные операции с готовыми фигурами: прикладывает, примеривает, накладывает, передвигает их. При этом он сам подбирает понравившийся материал, сравнивает, сопоставляет, оценивает, создаёт.

Для традиционных аппликационных работ в детском саду используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги. Бумага должна быть ярких расцветок, приятна на ощупь. Клей предлагают из картофельного крахмала, так как после него высыхания на бумаге не остаётся следов, что очень важно для сохранения аккуратного вида работы. Кисти предлагают те, которые предназначены для работы с клеем (пони, коза).Ближе к трём годам можно начинать обучение детей работе с ножницами (как держать ножницы, как разрезать бумагу и как передавать ножницы). Ножницы должны быть небольшого размера, с закруглёнными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребёнка. На каждого ребёнка рассчитано тряпочка, клеёнка и подставка для кисти.

В детском саду используют также и нетрадиционную технику аппликации- это природный материал, засушенные растения, солома, тополиный пух, семена растений.

Окружающая жизнь даёт ребёнку богатые впечатления, которые отражаются в аппликациях. В процессе изображения ребёнок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Таким образом, аппликация тесно связана с нравственным воспитанием

Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности, и воспитание наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умение выполнять задание и доводить работу до конца.

В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, умение видеть и чувствовать прекрасное и на этой основе формируется художественный вкус. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в раннем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития эмоционально- эстетического отношения к действительности.

При помощи аппликации ребёнок систематизирует уже имеющие представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения.

Не остаётся в стороне и социальное развитие, где ребё нок приобретает важные социальные навыки: учится действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У него развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться.

Физическое развитие благодаря занятиям вырабатывают правильную посадку, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого, жизнерадостного настроения. А также способствуют развитию руки ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Аппликация-как средство развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2023 в 16:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Аппликация-как средство развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна степаненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД