Саида Нажева
Консультация для родителей «Агрессивное поведение ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение ребенка – это прежде всего немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам.
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивное поведение ребенка“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Ключевым здесь является слово «немотивированное». Ребенок может ломать игрушки, различные предметы мебели и быта, портить и рвать вещи, ссориться, драться, ругаться с окружающими. И делает он это не потому, что его обида связана с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими предметами и людьми как правило не связанным. И рационального объяснения такому поведению родители не могут найти. Между тем, причина этому есть всегда. Но лежит она глубоко и найти её порой очень и очень непросто. Причинами агрессивного поведения ребенка в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально.
Столкнувшись с такой ситуацией, родители в первую очередь должны выстроить тактику поведения. Важно прочувствовать ситуацию и адекватно к ней отнестись, иначе такая реакция может стать привычным действием, а затем — чертой характера.
Что же со всем этим делать?
1. Обратиться к неврологу, дабы исключить неврологические причины (синдром дефицита внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы и т. д).
2. Серьезно поговорить с ребенком, объяснить ему строгим, нешуточным тоном, что других детей обижать нельзя, им больно от его ударов, и что если он не поймет – то дети могут ему «дать сдачи». Нужно донести до ребенка : “Если ты еще раз ударишь другого ребенка, ты получишь в ответ тоже самое”. Возможно ребенок не до конца понимает, что такое "другому ребенку больно".
3. Исключить на время компьютерные игры и мультфильмы. Так как все это приводит к перегрузке нервной системы ребенка. А это напряжение может выражаться в агрессивном поведении.
4. Скорректировать питание. Официально доказанный наукой факт – что при снижении в крови уровня холестерина - повышается уровень агрессии. Сладости также увеличивают агрессивность.
5. Занятия спортом. Нужно, чтобы ребенок уставал. Если вы обнаружили, что у ребенка повышен уровень скрытой агрессии, следует учесть, что разрядка происходит посредством активных спортивных игр, упражнений, действий. Когда дети начинают тренировки одним из силовых видов спорта, практиковаться в плавании или играть в командные игры (баскетбол, футбол и пр., он постепенно становится более сдержанным, чутким к людям, учится не обижать слабых, стоять горой за беззащитного человека.
6. Соблюдать режим дня, поддерживать стабильность и предсказуемость. Для детей очень важно точно знать, что их мир надежен и стабилен, что все в нем идет своим чередом. Проговаривайте ребенку постоянно, что и когда Вы будете делать. Например, «Сейчас мы покушаем, а потом пойдем гулять», «Поиграй 15 минут, а потом мы уберем игрушки и ляжем спать». Это снижает уровень тревожности, напряженности и как следствии агрессии становится намного меньше.
7. Для обучения ребенка в возрасте 5 лет умению справляться с гневом, злостью, обидой, родители могут продемонстрировать на примере животного, куклы, сказочного персонажа, мультгероя, других людей, что влечет за собой проявление злости. В сказке зачастую агрессивными показаны Волк, Кощей, Карабас-Барабас, разбойники и др.
8. Дать ребенку понять, что такое поведение очень невыгодно для него самого. После «приступа» необходимо обсудить нежелательное поведение и обрисовать его последствия. Например, так: «Boт cегодня ты сделал Вове больно, ему было очень обидно, он долго плакал. От слез, боли и твоих ударов у него заболела голова и он не смог пойти с тобой гулять/играть/болтать/рисовать и т. п. Сегодня вечером и ты не пойдешь на прогулку. Я много раз тебя просила, чтобы ты не обижал друзей. Ты сегодня останешься дома, и подумаешь о своем плохом поведении». Важно донести до ребенка мысль о том, что каждый плохой поступок будет иметь последствие и повлечет за собой наказание: ударил другого ребенка, значит, дома будет наказан (не будет смотреть мультфильмы, гулять во дворе и др.). Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви. Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях. Изоляция, а также запрет на подвижные игры в качестве наказания разозлят ребенка, заставят его затаить обиду, эффективнее поручить ему дополнительную домашнюю работу. В любом случае, ребенок должен помнить, что агрессия по отношению к другим детям – недопустима ни при каких условиях и что ее проявление неминуемо повлечет за собой наказание для него.
9. Нужно демонстрировать искреннюю любовь и уважение к ребенку, и только на собственном положительном примете корректировать его поведение. Именно у родителей ребята перенимают правила поведения в обществе и в семье. Хвалите ребенка, когда у него получается справляться с негативными эмоциями, закрепляйте положительный результат. Восхищайтесь им, говоря: «Мне понравилось, как ты себя повел в этой ситуации». Сосредоточьте усилия на формировании поведения, а не на избавлении от нежелательных качеств. Запаситесь терпением, и у вас всё получится!