Апресян Елена
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом возрасте ваш ребенок :
Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии вос-принять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
Происходит и кардинальное изменение его само-оценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только по-ложительное отношение к себе, то к семи годам самоо-ценка становится более адекватной и дифферен-цированной.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен перехо-дить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок.
Способен сосредотачиваться не только на деятель-ности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым ин-тересам, в которые входят уже игры по правилам, добав-ляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожи-данное, новое, привлекательное.
Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способно-стью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готов-ность формируется именно к семи годам.
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оце-нок, которые слышит в свой адрес. В этот период ре-бенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.
В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: запрет и вседозво-ленность. В первом случае ребенок лишается воз-можности реально сделать что-то, оценить свои воз-можности, а следовательно, развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уве-ренность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он будет успешным. Однако в жизни каждого ребенка обяза-тельно должны быть правила (ограничения, требова-ния, запреты). При этом правил не должно быть слиш-ком много, и они должны быть гибкими.
Вам как его родителям важно :
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьной обстановке, выберите для него максимально под-ходящую к его типу личности школу. По воз-можности предварительно выясните уровень требо-ваний и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
Не торопитесь с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преоб-ладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать посте-пенное вовлечение вашего дошкольника в учеб-ную жизнь через систему разных групп по подготовке к школе.
Выстроите режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогул-ки. Помните, что познавательная мотивация именно в этом возрасте быстрее всего истребляется скукой и принуждением. Познавательный процесс должен быть для ребенка интересным и увлекательным.
Помните, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от избыточного контроля и опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам. Пересмотрите свои требования, постепенно расширяя зону его самостоя-тельности, разрешая ребенку поступать по его собст-венному усмотрению или желанию. Не следует вме-шиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требо-вания и желания. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требова-ниях, объясняя ребенку, почему возникли такие пра-вила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято» или «Так надо».
Границы, которые вы устанавливаете для ребенка, - это не прутья клетки. Ребенку нужно знать о том, что они существуют и где они находятся. Но он не должен натыкаться на них при любой попытке сделать шаг.
Любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют воз-растным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). По возможности не оценивайте самого ребенка, а оценивайте лишь его действие или поступок.
Спрашивайте мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию к успеху, в противовес мотивации избегания неудач.
Таким образом, старайтесь дифференцировать свое поведение, эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.
Дайте подрастающему ребенку возможность учиться — и ему некогда и незачем станет бороться с вами.
Помни, рано или поздно твой ребенок
последует твоему примеру,
а не твоим советам.
Народная мудрость
Психолог МАДОУ № 1
Старший дошкольный возраст — период по-знания мира человеческих отношений, творче-ства и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис семи лет называют пе-риодом рождения социального Я ребенка.