Ирина Горбунова
Консультация для родителей «Агрессивные дети. Возрастные особенности»
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко приходится слышать от огорченных родителей : «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун! В детском саду только его и ругают! Все дети как дети, а он.»
К сожалению, как правило, эти жалобы в полене обоснованны. Такие превращения —из «хорошего, доброго мальчика» в «драчуна задиру» — встречаются достаточно часто. Почти в каждой группе детского сада есть по крайней мере один, а то и двое таких ребят. Откуда же они берутся?
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивные дети, Возрастные особенности“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Возрастные особенности детей
- Консультации для родителей
- Темочки
У самых маленьких (годовалых) детей осознанного агрессивного поведения не наблюдается практически никогда. Малыш может случайно, заигравшись, причинить боль взрослому или другому ребенку.
Если, взрослый немедленно остановит ребенка или предупредит возможность такого действия (например, не будет слишком низко наклоняться к размахивающему руками возбужденному ребенку, то отпадет и всякая «опасность». Соответственно, не возникнет и вероятности закрепления подобных действий в поведении малыша. Но уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает
активность ребенка. Научившись ходить, он приступает к ознакомительной, исследовательской деятельности. Всем известно,
сколько хлопот причиняют дети этого возраста. Проворные, шустрые и любознательные малыши всюду могут залезть, все стремятся потрогать; и в этом они уже меньше зависят от взрослого, чем на первом году жизни. С расширением возможностей для самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к самостоятельности — знаменитое «я сам» — выливается в первые попытка маленького человека «настоять на своем вопреки желанию родителей. К 3 годам жалобы на «упрямство» сына или дочки звучат настойчивее. Добиваясь своего, ребенок использует любые средства, в том числе и крик, и плач, и капризы, и вспышки ярости, а иногда и «агрессивные» действия. Это связано с тем, что эмоциональные переживания детей раннего возраста, особенно от 2 до 3 лет, отличаются высокой интенсивностью, их проявления не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями как у более старших детей или взрослых. Свое неудовольствие 2— 3-летние дети выражают весьма непосредственно: кричат, падают на пол, топают ногами, визжат, могут царапаться, кусаться, драться. Особенно это свойственно сильным, подвижным, активным детям, привыкшим к немедленному удовлетворению своих желаний. Единичные попытки такого поведения встречаются в этом возрасте у многих детей, однако привычными они становятся, к счастью, редко.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются в ситуации, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Требование его чаще всего бывает связано с миром окружающих вещей: получить куклу или конфету, поиграть с чужой игрушкой, потрогать стеклянную вазу, снять и бросить на пол бабушкины очки и т. п. — разнообразие подобных стремлений не имеет границ. И конечно же, лишь малая их часть может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или взрослых. Во всех остальных случаях приходится его ограничивать. Так возникает реальная возможность конфликта между ним и взрослым, который нередко сопровождается агрессивными про-явлениями со стороны малыша.
Как надо вести себя в описанных или аналогичных ситуациях?
Наиболее оправданно такое поведение взрослого, которое, не стесняя заметно притязаний ребенка, направит его действия в другое русло, придавая им более адекватные, социально одобряемые формы. При этом влияние родителей должно быть умелым, ненавязчивым, чтобы в зародыше погасить начинающийся конфликт. Немедленные строгие, категоричные запреты — самое неэффективное средство. Они оправданны только в том случае, если действия ребенка представляют опасность для него или окружающих. В основном же следует использовать так называемый «отвлекающий маневр».
Дети раннего возраста легко переключаются, их эмоциональная сфера очень лабильна, а стремление достичь своей цели еще очень невелико. И практически всегда есть возможность еще до того, как ребенок начнет настаивать на исполнении своего требования, направить его интерес на какой- либо другой объект или привлечь его к другому виду деятельности.
Частое использование неоправданно строгих, категоричных запретов приводит, как правило, к совершенно противоположным результатам. Когда взамен того, что желает ребенок, ему ничего не предлагается, кроме строгого «нет», он воспринимает это, условно говоря, как ущемление своих прав и начинает отстаивать эти «права» всеми доступными ему способами. Происходит выделение данного желания, его осознание, и ребенок может фиксироваться на нем надолго. Теперь взрослый уже не может так легко переключить малыша на другое занятие — да обычно и не пробует это делать: он или продолжает категорически возражать сыну или дочери, быстро раздражаясь и переходя от спокойного убеждения к крику, от слов к наказанию, шлепкам, либо, не выдержав, уступает. Последнее ведет к тому, что ребенок очень скоро усваивает, каков самый короткий путь к достижению цели. Закрепляется такой способ поведения очень быстро — с одного-двух раз.
Нередко агрессивные действия ребенка раннего возраста являются частью общей реакции «протеста» против действий взрослых, к чему-либо принуждающих его. Это чаще наблюдается у маленьких детей (1,5—2 лет, растущих в семьях, где неопытные или слишком «волевые» родители переусердствовали в отношении тех или иных действий, которые они считают необходимыми, и настаивают на них, не учитывая индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка, его физического состояния, динамики развития и т. д. Слишком раннее высаживание ребенка на холодный металлический горшок, обильное «на-сильное» кормление, несвоевременное укладывание спать, безжалостная борьба с вредными привычками (сосание пустышки, пальца, мастурбация и т. д., надевание шерстяных вещей, раздражающих кожу малыша,— вот далеко не полный список причин, ведущих к появлению выраженных реакций протеста у детей. Этот протест может выражаться не только в крике и плаче, но и в сознательном осуществлении действий, противоположных тем, которых добивается взрослый. Эти действия могут носить и агрессивный характер. Ребенок начинает делать как бы «назло», а взрослый нередко теряет объективность и стремится переломить упорство ребенка авторитарными способами. Возникающий конфликт приобретает затяжной характер и может повлечь за собой в дальнейшем весьма не-приятные последствия.
Описанные варианты нарушения поведения ребенка в раннем детстве не являются в чистом виде агрессивностью, а лишь могут включать отдельные действия в припадке ярости или вспышке протеста.
В среднем и старшем дошкольном возрасте, 5—6 лет, агрессивное поведение уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, на агрессивные действия ребенка по отношению к младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных.
Такое поведение дошкольника свидетельствует о неблагополучии в сфере социальных взаимоотношений и обычно вытекает из неудовлетворенности ребенка своим положением в группе детского сада или в семье, среди братьев и сестер. Практически всегда это говорит о дефиците или недостаточном уровне социальных контактов, причем имен-но с теми людьми, к общению с которыми ребенок стремится.
Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребенка настораживает. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену — в группу детского сада — дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности.
Рассмотрим механизм этого «превращения» на примере.
Максим Г. до 3,5 лет рос дома с мамой и бабушкой. Подвижный, активный, общительный и доброжелательный мальчик никогда не вызывал особого беспокойства. В детский сад пошел охотно, легко перенес адаптационный период, был расположен к детям, все время пытался вступить с ними в игру. Однако из-за отсутствия у Максима опыта общения с детьми его попытки не приводили к успеху. Дети не принимали его в игру, смеялись над ним, отбирали игрушки. Он не только не владел навыками принятого в группе общения, но и не умел играть. Это делало его непривлекательным партнером в глазах других детей. В результате Максим, несмотря на достаточно высокий интеллект, хорошо развитую речь и доброжелательное отношение к детям, оказался в изоляции.
Через полгода года ребенка нельзя было узнать. Он отнимал игрушки у других детей, разрушал их постройки, рвал чужие рисунки, дрался, кричал, прилагал все усилия, чтобы помешать игре сверстников. Слишком подвижный и невнимательный, он плохо вел себя на занятиях, баловался за столом, в спальне, разбрасывал свои вещи.
Изменилось и его поведение дома. Мальчик стал чаще капризничать, неохотно встречался с новыми людьми, у него нарушился сон. Все чаще стали наблюдаться припадки «буйства», когда возбужденный малыш раскидывал, рвал, ломал попадающиеся ему под руку вещи. Однажды рассердившись, нарочно наступил на хвост кошке, в другой раз — бросился на бабушку, ударил ее по больной ноге каблуком. После таких приступов ярости Максим плакал, но никогда не просил прощения. Характер и поведение ребенка изменились настолько, что встал вопрос о том, чтобы забрать его из детского сада.
Конечно, этот пример показывает значительную степень отклонения поведения ребенка от нормы из-за нарушения его социальных контактов со сверстниками. Но этот случай достаточно типичен. Подобные нарушения поведения, вытекающие из изолированного положения ребенка в обществе сверстников, объясняются спецификой социальной направленности дошкольников: уже в младшем дошкольном возрасте ребенок стремится к активному контакту с другими детьми и дорожит общением с ними, старается добиться в группе определенного положения в соответствии со своими представлениями. Для разных детей это положение может быть различным: одни обоснованно претендуют на лидерство в группе, другие довольствуются тем, что их хотя бы не прогоняют другие играющие дети, третьим достаточно случайных вне игровых контактов.
Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта с группой сверстников. Умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства, переживания требуют достаточно богатого опыта межличностного общения. Если же малыш общается только с несколькими близкими взрослыми, то, как правило, он испытывает затруднения при переходе от этого узкого круга к целой компании детей в детском саду.
Далеко не всегда даже в очень благополучной семье где взрослые стараются сделать для ребенка все возможное, могут обеспечить достаточное развитие и игровой деятельности, и навыков общения. Без постоянного контакта другими детьми это вообще невозможно Даже самые лучшие родители, самая заботливая бабушка не заменят ребенку сверстников. Формы поведения и общения, принятые между взрослыми членами семьи, могут быть усвоены ребенком, но это вовсе не значит, что он применит их при общении: в детском саду.
Появление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми (и детьми и взрослыми) и прочие психотравмирующие ситуации — явление достаточно распространенное. Такие агрессивные проявления входят в группу общих реакций протеста (оппозиции, включающих наряду с ними множество преходящих нарушений поведения, в основе которых лежит целый комплекс аффективных личностно-значимых переживаний. Это могут быть переживания, связанные с обидой, ущемленным самолюбием, конфликтами с близкими людьми (в первую очередь с матерью). Реакции такого типа всегда имеют избирательную направленность: впервые они возникают всегда в той ситуации, которая и является психотравмирующей, и направлены против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. В семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся младшему ребенку, частые и несправедливые или не понимаемые ребенком унизительные наказания, оскорбляющие ребенка действия или поступки. В детском саду это чаще всего не сложившиеся отношения с воспитателем, с другими детьми, социальная изолированность, нарушения адаптации.
Реакции протеста могут быть активными и пассивными. Для эмоционально возбудимых детей (преимущественно, хотя и необязательно, мальчиков) характерны реакции активного протеста, которые особенно сильно бросаются в глаза и вызывают больше всего тревог и жалоб у родителей и воспитателей. Они проявляются в грубости, непослушании, вызывающем поведении (действия «назло») и агрессивных действиях в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, недостаток эмоциональных контактов с близкими людьми, конфликты в детском коллективе и др.).
Если такие реакции наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, направлены четко и однозначно против определенных людей — источника отрицательных переживаний, относительно кратковременны и не наблюдается тенденции к их фиксации, то грамотным педагогическим воздействием обычно удается облегчить положение ребенка, нейтрализовать отрицательные эмоции, направить реакции ребенка в нужное русло, придать им социально приемлемые формы. Совместные усилия родителей и воспитателей, иногда смена коллектива (например, перевод в другую группу) могут сгладить острую ситуацию и не дать неправильному поведению закрепиться. В случае успеха дальнейшее развитие личности ребенка не пострадает, нормализуются отношения в семье и детском саду.
В целом источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обусловливаются, с одной стороны, их биологическими, характерологическими особенностями, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой — социальными причинами: положением в коллективе или семье, степенью удовлетворенности этим положением, умением общаться со сверстниками, развитием игровых навыков и степенью овладения другими видами деятельности, ценящимися в группе.
Внимание к ребенку, умелое руководство его поведением, предупреждение упрямства и капризов, на основе которых в дальнейшем может сформироваться и развиться агрессивное поведение, выработка у ребенка навыков общения, предоставление ему возможности контактировать с другими детьми, организация совместных игр, т. е. организация его социального опыта в условиях теплого, ровного эмоционального климата в семье может предупредить появление агрессии у дошкольника или не допустить ее дальнейшего развития.