ирина мещерякова
Консультация для родителей «Бывают ли игрушки хорошими и плохими?»
▼ Скачать + Заказать документы
Бывают ли игрушки хорошими и плохими?
Наблюдение за игровой деятельностью детей ДОУ позволяет сделать вывод о том, что характер и качество ролевых игр стали примитивными. По своей сути детская игра стала невеселой, агрессивной, индивидуалистической. Большое место занимают игры, являющиеся изобретением современных мультфильмов: игры с преобладанием физической агрессии, фантастических, несуществующих в жизни ситуаций, игры, не несущие опыта для реальной жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Бывают ли игрушки хорошими и плохими?“» размещена в разделах
Наблюдение показало, что из игры уходит её правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого. Дети играют не в свою игру, которая должна быть подражанием взрослым, а в игру, навязанную игрушкой, ее производителем, ролью игрушки из мультфильма.
По мнению многих педагогов ситуация игровой деятельности детей характеризуется как кризис игровой культуры, сопровождающийся распадом сюжетно-ролевой игры, снижением игровой инициативы детей, часто сводимой к бессюжетному манипулированию игрушками
Игрушка – средство подготовки ребенка к жизни. Это предмет для забавы и развлечений, но одновременно является средством психического развития, воздействия на нравственную сторону личности ребенка.
Каждая игрушка несет в себе заданный образ поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения.
Мягкие игрушки, как правило изображающие животных, созданы чтобы воспитывать в детях любовь к братьям нашим меньшим. Вызвать желание гладить кошечку по шерстке, водить собачку гулять, расчесывать лошадке гриву, обнимать, кормить, называть животных ласковыми именами, любить и заботиться о них. Но есть мягкие игрушки, которые кроме отвращения, страха, ничего не вызывают.
Куклы, пупсы созданы для воспитания любви, заботы, для закладывания того фундамента, на котором впоследствии будет развиваться материнство. Дети видят перед собой младенца, который так нуждается в их заботе, которого нужно покормить, искупать, одеть, свозить в коляске на прогулку. Девочки примеряют на себя роль мамы, а мальчики-роль папы.
Что же делать девочке с куклой Винкс? Или с куклой Монстр Хай? Разве можно эту пышногрудую, длинноногую, тетньку с минимумом одежды и максимумом косметики покачать на руках и спеть ей колыбельную? А чем же ее кормить? Ведь не манной же кашей? Это уже не дочь, а скорее подружка. И уже не ребенок играет с куклой, а кукла с ребенком. Она диктует свои правила игры. Она влечет в свой мир со своми параметрами 90-60-90, где не нужно ни о ком заботиться, где сплошные приключения и фантастические истории.
А кого же видит в этой кукле мальчик-папа? И вот уже исчезла сюжетно-ролевая игра «Семья». Ребенок видит отношения между родителями и детьми в семье, но сам не проживает в детстве этот опыт с помощью таких игрушек.
Мальчики же играют не просто с машинами, а с трансформерами, автоботами, которые оснащены оружием. Это те игры и игрушки, которые воспитывают такие качества личности как ненависть, гнев, несут заряд агрессии, жажду победы. Причем не победы в соревновании, а победы путем полного уничтожения соперника. И опять же, кто диктует правила игры? Опять игрушка. Ведь она изначально задумана и создана уничтожать, и для этого у нее все есть, производитель позаботился о вооружении.
Современные условия жизни, семья, снизили естественный способ передачи игровых традиций от родителей к детям. Родители не сохранили игрушки, в которые играли в детстве. Только 2% родителей смогли принести свои игрушки на выставку.
Опрос показал, что 40% родителей недооценивают игровое общение с детьми, не придают значения содержанию сюжета игры. Игрушки в таких семьях покупаются следуя моде, навязчивой рекламе, просьбам детей.
Очень хотелось бы этой статьей привлечь внимание родителей к использованию возможностей психолого-педагогического потенциала игрушек и игровой деятельности в духовно-нравственном развитии дошкольников. Способствовать поддержанию у родителей ответственного отношения к выбору игрушки и осознанию информации, которую несёт она ребенку. О чем нужно подумать при выборе игрушки?
• Игрушки не должны быть из токсичных материалов.
• Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка? Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки.
• Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
• Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.
• Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
• Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребё нка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления о красоте.