Наталья Иванова
Консультация для родителей «О симптомах кризиса «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
О симптомах кризиса "Я сам"
Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития ребенка с года до трех лет заканчивается очередным нормативным (нормальным) кризисом психологического развития – кризисом трех лет. Это достаточно бурное время в развитии малыша. Еще совсем недавно ласковый и послушный ребенок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, практически неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Кризис трех лет – эмоционально очень тяжелый период развития как для родителей, так и для самого ребенка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых.
Темочки:
Основа кризисных проявлений закладывается в промежуточный период между кризисами одного года и трех лет. В это время малыш становится более самостоятельным, независимым от родителей, начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без их помощи. Проявление самостоятельности связано с попыткой ребенка отдалиться от матери, нарушить до сих пор существующую неразрывную связь с ней, научиться жить и действовать самому, как отдельному, ни от кого не зависящему существу. Постепенно ребенок осознает себя участником процесса взаимодействия с другими людьми, процесса общения. Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице.
Мы имеем три точки зрения, с помощью которых следует анализировать кризис трех лет. Во-первых, все события, совершающие в период этого кризиса, группируются вокруг какого-либо новообразования переходного типа. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, - возникновение негативизма. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагает ему взрослые. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то что мать его об этом просит. А если бы попросили об другом, он сделал бы то, что ему приятно. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят.
Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент – новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. Для раннего детства наиболее характерно полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. Если отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает что-либо, то это еще не будет негативизмом. Негативизм – такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации.
Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством. Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он не любит кататься на санках и поэтому стремиться целый день находится на дворе. И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т. е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.
Третий симптом кризиса принято называть немецким словом «тротц». Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название – возраст строптивости.
В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость отличается тем, что она безразлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
Четвертый симптом кризиса трех лет называется своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.
Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый – протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш. Бюлер образно описал ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности : по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.
Вот симптомы, которыми пестрят описания кризиса трех лет. Нетрудно видеть, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Нетрудно увидеть, что во всех описанных симптомах намечаются также и какие-то изменения в социальных отношениях ребенка с ближайшими людьми.
При рассмотрении симптомов кризиса трех лет Л. С. Выготский отмечал, что внутренняя перестройка происходит по оси социальных отношений. Он указывал, что негативную реакцию, которая проявляется у ребенка трех лет, надо отличать от простого непослушания; упрямство, которое появляется здесь как черта кризиса, также должно быть резко отличаемо от настойчивости ребенка.
1. Негативная реакция появляется с той минуты, когда ребенку безразлична ваша просьба или даже ему хочется сделать то, о чем его просят, а он все-таки отказывается. Мотив отказа, мотив поступка заложен не в содержании самой деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношениях к вам.
2. Негативная реакция проявляется не в отказе ребенка от поступка, который вы просите сделать, а в том, что вы его просите. Поэтому истинная сущность негативной установки ребенка заключается в том, чтобы сделать наоборот, т. е. проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят.
Точно также и с упрямством. Матери, жалуясь на трудных детей, часто говорят, что они упрямы, настойчивы. Но настойчивость и упрямство – разные вещи. Если ребенку очень хочется чего-нибудь достигнуть и он настойчиво этого добивается, здесь нет ничего общего с упрямством. При упрямстве ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно перестало хотеться, чтобы это соответствовало силе требования. Ребенок настаивает не по содержанию желания, а по тому что он сказал, т. е. здесь выступает социальная мотивировка.
Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает : новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.
Таким образом кризисное поведение – абсолютно нормальное явление для трехлетнего малыша. Более того, кризисные проявления и новообразования – основа будущего развития малыша. И наоборот, отсутствие этих реакций может свидетельствовать, что в психологическом развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений и его социальная адаптация в дальнейшем может быть затруднена. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребенку, что он «плохой» или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.