Бандурко Маргарита
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребёнка в детском саду
Воспитатель СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Костёр»
Бандурко Маргарита Леонидовна.
Когда мамы впервые собираются отдать ребёнка в детский сад, почти каждая представляет идеальную картину: ребёнок машет маме ручкой и убегает играть с новыми игрушками и детьми. Иногда так бывает, но только до тех пор, пока ребёнок не понимает, что остался без мамы. Тогда картина становится более реальной: ребёнок цепляется за маму и умоляет её не уходить, или же просто отчаянно плачет. Малыш плохо ест, мочит штанишки. капризничает по пустякам, устраивает истерики, умоляет не отводить его в садик, ищет отговорки, чтобы остаться дома.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребёнка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Такое поведение ребёнка является совершенно нормальным. Вся эта жизненная драма ненадолго, всего на некоторое время., пока Ваш малыш пройдёт адаптацию и привыкнет к детскому саду. Если Вы только собираетесь отдать своих детей в детский сад, то несколько советов помогут Вам подготовиться и отнестись к периоду адаптации без лишних нервов и переживаний.
Адаптация в детском саду-это привыкание организма к новым условиям и новой среде.
Подготовка к детскому саду.
По мнению психологов, раньше 3,5-4 лет с садиком торопиться не стоит. В этом возрасте малыш уже больше понимает и осознаёт, проявляет самостоятельность. владеет речью и с ним можно договориться. С другой стороны, в этом возрасте привычки, характер ребёнка, уже во многом сформированы, и ему может быть трудно принять для себя ту коллективную систему, которую представляет детский сад. К тому же далеко не всегда у родителей есть возможность так долго находиться с ребёнком в декретном отпуске. Поэтому большинство детей начинает посещать детский сад около 2 лет.
Подготовку к детскому саду нужно начинать неспешно и постепенно знакомя кроху с новым режимом и окружением.
• Попросите у заведующей садиком, в который Вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель
• Учите ребёнка общаться. Постарайтесь расширить круг общения ребёнка- чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Покажите малышу, как можно попросить игрушку. предложить поменяться, пригласить другого ребёнка в игру. .
• Учите ребёнка знакомиться- сначала Вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего кроху, но рано или поздно он начнёт брать с Вас пример.
• Организуйте точно такой же режим, как в детском саду. Ребёнку будет гораздо легче привыкать. Особенно тяжело приходится детям во время сна, если дома их днём не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати.
• Учите малыша играть. Ребёнку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Играйте с ребёнком в «детский сад», рассказывайте ему о детском садике. Вовлекайте ребёнка в совместные сюжетно-ролевые игры, они учат ребёнка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.
• Приучайте ребёнка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад Ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Нужно, чтобы ребёнок спокойно относился к высаживанию.
• Приучайте ребёнка одеваться на прогулку самостоятельно, даже если это занимает больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть колготки, футболку.
• Учите ребёнка правильно пользоваться ложкой. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора.
• Перед тем, как оставить ребёнка в детской группе одного, обязательно нужно показать ему всё-всё : где он будет есть, где спать, где лежат игрушки и обязательно- где находится туалет. Если есть возможность-показать группу несколько раз, с небольшим разрывом во времени.
• Обязательно познакомьте ребёнка с воспитателем, лучше-заранее! Создавайте в восприятии ребёнка положительный образ воспитателя: подчёркивайте её достоинства, хвалите её.
• Создайте дома комфортную и дружелюбную атмосферу. Если в семье царят конфликты и непонимание между родителями, то это может сказать негативно и на малыша, и во время адаптации в детском саду он будет нерешительным, или чересчур активным.
Первые дни в детском саду.
Существует определённая схема адаптационного срока :
• до 10 дней в яслях.
• до 2-3 недель в детском саду в три года.
• 1 месяц для старших детей дошкольного возраста.
Период привыкания протекает сложно и отражается на всём организм Вашего чада, на его поведении, здоровье и нервной системе. Малыш естественным образом ощущает стресс.
Родителям следует забить тревогу и обратиться за помощью к специалистам, если:
• Малыш не может адоптироваться в детском саду в течении 1 года.
• Ребёнок часто болеет. Стоит беспокоится, если ребёнок не вылезает из ОРВИ и хронических ОРЗ. Тогда стоит искать причину не у докторов, а у психологов.
Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идёт в группу, но всё-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут всё время до прихода родителей. Некоторые при этом всё время ищут контакта с воспитателем, некоторые. наоборот. замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально-ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребёнка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется поведение и после садика- часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет. стал агрессивным. Некоторые дети могут даже «регрессировать»- они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.
Советы по адаптации малышей к садику.
• Заранее поговорите с воспитателем о Вашем ребёнке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит, какие предпочитает игры (занятия, о методах воспитания, принятых в вашей семье. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с Вашим ребёнком, поможет найти к нему индивидуальный подход.
• Хвалите малыша почаще и говорите. что он уже вырос и стал большим и уже ходит в детский сад. Говорите малышу, как Вы рады, что он уже такой самостоятельный. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как Вы им гордитесь.
• Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребёнка.
• Не растягивайте прощание. Когда уходите, то делайте это быстро и легко. Не показывайте Ваших переживаний, потому что дети очень чётко чувствуют эмоции родителей.
• Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
• Дайте ребёнку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме. Если у ребёнка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.
• Придумывайте, как мотивировать ребёнка для похода в садик, например, в садике по нему будут скучать любимая машинка или кукла, посмотреть, как кормят рыбок.
• В период адаптации ребёнка в детском саду как можно раньше забирайте малыша домой.
• Не нагружайте нервную систему малыша во время адаптации. Старайтесь уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как цирк. зоопарк, где малыш может легко возбудиться.
• Не обсуждайте при ребёнке моменты, которые Вас не устраивают в детском саду, не говорите при нём плохо о воспитателях.
• Игнорируйте капризы малыша. не поддавайтесь его выходками манипуляциям.
• Не меняйте режим детского сада на время выходных и праздников.
• Одевайте ребёнка в удобную для него одежду, обувь.
• Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика, исключение-болезнь.
• Если что-то Вас беспокоит в психике или здоровье ребёнка. то не откладывайте визит к врачу.
Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребёнок имеет полное право не любить ходить в детский сад, грустить и плакать при расставании с Вами. Однако ребёнок, адаптировавшийся к детскому саду. принимает для себя необходимость его посещения. Адаптировавшись. ребёнок станет вновь «самим собой»., исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность у спокойного ребёнка или вялость у маленького холерика)., нормализуется сон. пройдут проявления возможного регресса в развитии.
Если стараетесь делать всё правильно, но прошло более полугода, а ребёнок так и не смог успешно адоптироваться к садику, причина может быть не в том. что он «не садиковский», а в том. что воспитатель просто не смог найти подход именно к Вашему ребёнку. Бывает достаточно поменять садик или договориться о переводе в другую группу, и малыш начинает с удовольствием посещать детский сад. Если же Вы полностью уверены в квалификации вашего воспитателя, то возможно, 2-3 года-слишком ранний возраст именно для Вашего ребёнка. если у Вас есть возможность ещё год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке)- может быть стоит отложить начало посещения детского сада до 4 лет.
Спасибо за внимание!
.