Коновницына Елена
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка на пятом году жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.
На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы они уже строят из 2-3 и более фраз, всё чаще речь ребёнка включает сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) даёт возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи ребёнка на пятом году жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В этом возрасте дети активно занимаются словотворчесвом, создают свои слова: «всехний» (всеобщий, «сердитки» (морщинки, «ползук» (червяк, «мазелин»(вазелин, «гульвар» (бульвар, «мелкоскоп» (микроскоп, «кластырь» (пластырь) и др. Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребёнка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям.
К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Иногда, правда, дети могут смешивать шипящие звуки со свистящими, звуки [р - р`] со звуками [л - л`].
В этом возрасте следует продолжать знакомство ребёнка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф – из дерева; банка, ваза, стакан – из стекла и т. д., находить в предметах сходство и различие, знать, такие временные понятия, как «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра»; пространственные отношения: справа - слева, впереди - сзади, наверху - внизу.
Учите детей последовательно называть времена года, дни недели, месяцы.
Развивайте у ребёнка мелкую моторику. В этом вам помогут пальчиковые игры, массаж пальчиков, рисование, лепка, составление мозаики, пазлов, нанизывание бус, шнуровка, игры с мелкими предметами и т. д.
Обратите внимание на правильное удержание в руке ручки, карандаша! Переучивать бывает потом очень сложно.
Для обогащения словарного запаса ребёнка очень полезными бывают игры со словами – антонимами. Например, «…этот дом – высокий, а этот – низкий, эта лента – широкая, а эта – узкая, этот человек – старый, а этот – молодой и т. д.».
Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных.
Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребёнка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его, какая у него машина (большая, красивая, новая, а карандаш какой? (красный, длинный, острый). Закрепить правильное образование окончаний поможет ребёнку следующая игра «Найди и исправь ошибку». Произнося фразу, неправильно согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание. Например, «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «У Кати красивый шапка». Ребёнку надо найти ошибку и произнести фразу правильно.
Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми. В этом возрасте ребёнок обычно задаёт много вопросов родителям, его интересует буквально всё : «Откуда берётся хлеб?», «Почему машина едет?», «Куда убегает водичка, которая льётся из крана?» и т. д. Иногда родители стараются уклониться от ответа, но иногда и выговаривают раздражё нно: «Не приставай с глупыми вопросами!»
Конечно, не на все вопросы ребёнка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо в доступной форме объяснить то, что его интересует.
Дети очень любят, когда взрослые им читают, причём то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей ещё раз прочитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, всё ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребёнку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.