Светлана Заморохова
Консультация для родителей «Формируем у детей нравственные качества и дружеские отношения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формируем у детей нравственные качества и дружеские отношения».
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др., имеющей морально ценную значимость. В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствуют о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности. Наши данные подтверждают вывод о том, что с одними из товарищей по группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характерологических черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, без сочувствуя отношения к себе членов коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок становится замкнутым, сдержанным, или, напротив, раздражительным, агрессивным. А доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение.
Темочки:
Как же развивается удивительный феномен дружбы в дошкольном возрасте? В младшем дошкольном возрасте дружба представляется в виде детских привязанностей и симпатий, которые являются кратковременными эмоциональными проявлениями и вызываются незначительными фактами одновременного значения. Постепенно эти кратковременные чувства, испытываемые ребенком по отношению к своему сверстнику, как бы накладываются одно на другое. Так если малыш часто испытывает удовольствие от общения ос сверстником, то постепенно оно перерастает на следующем возрастном этапе в относительно устойчивое отношение – чувство к нему. Ребенок тянется именно к определенному сверстнику в группе, ему приятнее с ним, чем с кем-либо другим. Таким образом, симпатия превращается в устойчивое чувство, которое характеризуют как дружбу между детьми. Зарождаясь из потребности к общению, имея социальный характер и являясь, в сущности, результатом взаимоотношений дошкольников, симпатии и привязанности лишь постепенно становятся избирательным отношением ребенка к сверстнику. У малыша еще нет в достаточной мере устойчивого эмоционального отношения к товарищу и его поведение еще не опосредуется этим отношением. Например, часто ребенок называет другом первого попавшегося на глаза ребенка и тут же забывает о нем, руководствуясь случайными обстоятельствами, а не действительным чувством симпатии. Помимо этого малыш нередко называет другом того, с кем в общении испытывал удовольствие и радость в какой-либо конкретной ситуации.
Вместе с тем нельзя отрицать и тех фактов, которые говорят в пользу существования у маленьких детей заботливого и трогательно нежного отношения друг к другу. Анализ подобных проявлений дает основание считать, что причины кроются, скорее всего, в каких-то внешних и случайных обстоятельствах: дети рядом сидят за столиком, шкафчики находятся рядом в раздевальной комнате и др. в силу обстоятельств они общаются чаще, чем с другими детьми, и на этой почве могут возникнуть симпатии и привязанности. Однако это еще не дружба, так как младшего дошкольника в «друге» пока не привлекают личностные качества, потому что он в них еще не разбирается и самостоятельно оценить их не в состоянии. И только по мере развития ребенка, накопления им опыта нравственного поведения, формирования отношений в коллективе, понимания им моральной стороны поступка товарища и умения дать ему соответствующую оценку, те кратковременные отношения симпатии, которые ребенок переживает по отношению к сверстнику, накладываясь одно на другое, как бы преобразуются со временем в устойчивое образование личности. Очевидно, на этом складывается дружба, выражающаяся в форме желания общаться с конкретным ребенком чаще и больше, чем с другими детьми.
Постепенно изменяется динамика отношений в группе, да и сама ее структура: заметно выступают дружеские пары, группировки, устойчивые объединения детей. Эта устойчивость проявляется в уверенности с какой старшие дошкольники отвечают на вопросы, типа: «Кого ты считаешь своим другом?» или «Кто из детей тебе больше нравится?». Отвечая на подобные вопросы, они уже не отыскивают взглядом близ стоящего сверстника, а смело называют того ребенка,с которым приятнее общаться. Думается, что в сознании детей закрепляется представление о том, что есть отдельные сверстники, вызывающие особые чувства, переживания, желание играть.
Старшие дети способны руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. Это отношение начинает выступать в активной, действенной форме и активизируется в реальных переживаниях. По данным исследования Е. И. Кульчицкой, тенденции в развитии чувства дружбы постепенно развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка. В частности, если у малышей чувство симпатии и привязанности как предпосылки дружбы имеют узко личную направленность: «Он мне дал игрушку», «Он меня стукнул и т. д., то в дальнейшем они проникаются общественным содержанием. Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценки окружающих становится объектом чувств симпатии и антипатии к нему членов коллектива: «Мне Оля нравится, она всех жалеет, не обижает детей,» «Коля хороший, он помогает детям и не дерется» и др. опыт показывает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость.