Ольга Сергеевна Гривко
Консультация для родителей «Закаливание детей в осенне-зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
"Закаливание детей в осенне-зимний период"
Формы применения закаливания в осенне-зимний период несколько меняются в связи с сезонными явлениями, а также с изменением режима жизни при переезде в город, если дети выезжали на дачу.
В этот период приходится пользоваться, главным образом, воздухом и водой – в виде частичных обмываний тела (ополаскивание до пояса, мытье ног, обтираний, обливаний.
Публикация «Консультация для родителей „Закаливание детей в осенне-зимний период“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Консультации для родителей
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Так же, как и летом, элементы закаливания должны занять твердое место в режиме дня, - в процессе повседневной жизни и в виде возможных по условиям работы учреждения специальных мер.
Основные формы закаливания в повседневной жизни детей в условиях осени и зимы сводятся к следующему:
- создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
- рациональная одежда;
- длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
- привычка к прохладной воде.
Проветривание - это всем известное требование гигиены.
Приучать ребенку к динамическому микроклимату можно, пользуясь обыкновенными форточками.
В комнате, в присутствии детей, на время открывают форточки, и как только температура воздуха снизится на 2 – 3 (а позже на 4) градуса, закрывают их снова, - такой прием повторяют несколько раз. Способ этот применяют даже в яслях.
При правильном режиме отопления детского сада дети могут и зимой заниматься при открытых фрамугах.
Сквозное проветривание производится в отсутствие детей.
Приучая детей к открытым форточкам, не надо забывать об индивидуальных особенностях детей. Индивидуальный подход выражается в том, что более чувствительным к охлаждению детям педагог выбирает место подальше от окна, разрешает им несколько теплее одеться.
Одежда детей. Вопрос об одежде в осенне-зимнем периоде приобретает особое значение.
Ткани одежды должны быть проницаемы для воздуха: через поры ткани происходит вентиляция, обмен с внешней средой. В этом отношении большими преимуществами обладает шерсть, фланель и разные виды трикотажа.
До сих пор еще приходится бороться с многослойностью одежды. В помещении с температурой воздуха 18 - 20° дети должны носить одежду, состоящую не более, как из двух - трех слоев. Очень важно регулировать одежду ребенка в зависимости от погоды: не надевать свитера под теплую куртку во время оттепели, не надевать на вязанную шапку капюшон, если температура не ниже 4 – 5° мороза.
Пребывание на воздухе. В режиме закаливания в осенне-зимнем периоде неоспоримо важное место принадлежит длительному пребыванию на воздухе.
Требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях предъявляемые новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами для ДОУ гласят,что «пребывание зимой на воздухе не менее 3 – 4 часов в день». В режиме дня время это распределяется следующим образом:
1. Утренний прием детей на воздухе.
2. Прогулка до обеда 1,5 – 2 часа.
3. Послеобеденный сон с доступом свежего воздухе.
4. Прогулка во вторую половину дня.
В дни, когда прогулка невозможна из-за сильного дождя или большого снегопада с ветром, она может быть заменена пребыванием детей на «открытом воздухе, но под крышей», т. е. на верандах, во дворе под навесом, в беседке, павильоне и т. п.
Привычка к воде. Следующий из указанных выше способов закаливания детей в процессе их повседневной жизни – привычка к прохладной воде.
Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо с температуры воды (30—32 °С, постепенно снижая ее температуру до комнатной. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.
Полоскание рта после каждого приема пищи.
Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24°. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.
Обливание ног - производится так. Ребенок садится на детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю часть голени и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 30°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса, доводят до 18 градусов.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха.
Душ. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, ее снижают до 28°— 25°.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Начинать хождение босиком надо, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Специальные мероприятия. Из специальных закаливающих мероприятий в осенне-зимний период можно проводить : обтирания, обливания и воздушные ванны в движении.