Папки-передвижки

Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»

Жанна Арефьева
Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»
▼ Скачать + Заказать документы

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Публикация «Консультация для родителей „Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы“» размещена в разделах

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Большое внимание уделяется выбору произведений для пересказа.

При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объём произведения, чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Этим требованиям отвечают произведения К. Ушинского, В Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирёва, на которые я опираюсь в своей работе. Тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

- высокая художественная ценность произведения;

- идейная направленность;

- динамичность, образность изложения, чёткость и последовательность развёртывания действия;

- объём пересказа;

- словарно-грамматическая наполняемость текста.

Обследование, проводимое мною, показало хорошую динамику детей по обучению пересказу и перспективность данного вида работы.

Но самым большим доказательством являются дети, их желание и умение красиво и связно говорить.

Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах.

Взрослый должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Важным приемом являются вопросы взрослого. То есть после того, как прочитали текст, можно предложить ребенку ответить на вопросы по содержанию рассказа, например, кого встретила Красная шапочка в лесу, почему волк сказал девочке, чтобы она пошла по длинной дороге, что случилось потом. Такие вопросы помогут ребенку лучше понять содержание рассказа, запомнить последовательность событий. Некоторые вопросы, а может разъяснения самого взрослого (если ребенок затрудняется ответить) помогают ребенку понять значение непонятных слов (невод, закат, рассвет, роса и пр) или выражений (у страха глаза велики, золотые руки, светлая голова).

Важно дать нравственную оценку героям произведения: трусливый или храбрый, простодушный или хитрый, ленивый или трудолюбивый. В конце подводится итог: чему учит нас рассказ или сказка, разъясняется скрытый смысл произведения.

Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Важно перед началом пересказа текста ребенком, прочитать весь рассказ еще раз. Повторное чтение поможет ему лучше запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание предмета, внешнего вида героя и т. д., отдельные предложения, интересные в языковом плане, обогащающие их речь.

Итак, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. В дальнейшем они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связной речи детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению пересказу сказки «Теремок» с последующей драматизацией для детей 4–5 лет с ТНР Конспект занятия по обучению пересказу с последующей драматизацией для детей 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: Рассказывание.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Консультация для родителей «Безопасность детей – забота родителей». Цель: организация совместной деятельности родителей и воспитателей по.

Консультация для родителей «Обучение рассказыванию» Консультация для родителей «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ» Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.

Мастер-класс «Графические диктанты для детей 5–7 лет с помощью Lego». Цель: внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов проведения графических диктантов с помощью Lego. Ход мастер-класса: Уважаемые.

Обучение творческому рассказу (консультация для воспитателей) Обучению творческому рассказыванию. Творческим называется такой рассказ, в котором из определенных фактов, событий создается ситуация решающая.

Развитие речи. Обучение пересказу Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образа. Пересказ.

Конспект занятия «Рассказ по картинам с опорой на схемы «Путешествие по Индии» Тема: «„Путешествие по Индии". Рассказ» Цели: 1. Учить составлять рассказ по картинам с опорой на схемы и пересказывать его. 2. Закрепить.

Консультация для родителей «Взаимоотношения детей и родителей» Взаимоотношения детей и родителей. Советы о том, как правильно построить доверительные и правильные отношения между родителями и ребенком,.

Занятие по развитию речи в средней группе «Обучение пересказу с использованием опорных рисунков-схем» Задачи: 1. Учить детей пересказывать небольшие рассказы, используя рисунки – схемы. 2. Продолжать формировать у детей умение согласовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 18:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Арефьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД