Жанна Арефьева
Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Большое внимание уделяется выбору произведений для пересказа.
При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объём произведения, чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Этим требованиям отвечают произведения К. Ушинского, В Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирёва, на которые я опираюсь в своей работе. Тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
- высокая художественная ценность произведения;
- идейная направленность;
- динамичность, образность изложения, чёткость и последовательность развёртывания действия;
- объём пересказа;
- словарно-грамматическая наполняемость текста.
Обследование, проводимое мною, показало хорошую динамику детей по обучению пересказу и перспективность данного вида работы.
Но самым большим доказательством являются дети, их желание и умение красиво и связно говорить.
Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах.
Взрослый должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Важным приемом являются вопросы взрослого. То есть после того, как прочитали текст, можно предложить ребенку ответить на вопросы по содержанию рассказа, например, кого встретила Красная шапочка в лесу, почему волк сказал девочке, чтобы она пошла по длинной дороге, что случилось потом. Такие вопросы помогут ребенку лучше понять содержание рассказа, запомнить последовательность событий. Некоторые вопросы, а может разъяснения самого взрослого (если ребенок затрудняется ответить) помогают ребенку понять значение непонятных слов (невод, закат, рассвет, роса и пр) или выражений (у страха глаза велики, золотые руки, светлая голова).
Важно дать нравственную оценку героям произведения: трусливый или храбрый, простодушный или хитрый, ленивый или трудолюбивый. В конце подводится итог: чему учит нас рассказ или сказка, разъясняется скрытый смысл произведения.
Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Важно перед началом пересказа текста ребенком, прочитать весь рассказ еще раз. Повторное чтение поможет ему лучше запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание предмета, внешнего вида героя и т. д., отдельные предложения, интересные в языковом плане, обогащающие их речь.
Итак, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. В дальнейшем они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связной речи детей.