Людмила Дудина
Консультация для родителей
Консультация на тему : «Простые правила воспитания девочек»
Родился ребёнок – мальчик или девочка. И родились две судьбы, две разные доли – мужская и женская. Одеяльце мальчика перевязали голубой лентой, одеяльце девочки- розовой. С момента рождения социально- психологические, культурные, бытовые установки будут направлять мальчика и девочку по разным дорогам воспитания, к соответствующей полу роли, к самосознанию себя мужчиной или женщиной.
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
С наступлением беременности родители ждут мальчика или девочку. Веками формировалась установка, по которой для мужчины престижнее рождение сына, но тысячу раз прав отец шестерых девочек, сказавший : «Вероятно, я настоящий мужчина, если природа доверила мне защиту и воспитание шестерых дочерей, а они подарят мне по крайней мере восемнадцать внуков».
Беда, если дочь, родившуюся вместо страстно ожидаемого сына, воспримут с досадой, ибо это уже установка на неприятие данного ребёнка. Беда, если такую девочку будут воспитывать как мальчика. Отец страстно желавший сына, воспитывал единственную дочь как мальчика. Он любил её и уделял ей больше времени, чем мать. Она уходила с ним в походы, тащила рюкзак и байдарку, платью предпочитала брюки и куртку. Девочька выросла среди мужчин, друзей отца. В результате она стала выносливой и решительной. Впоследствии она имела много друзей среди мужчин- друзей по работе, спорту, но осталась одинокой. Её не воспринимали как женщину. Она так и осталась «своим парнем». Всё у неё было, кроме одного, самого главного- женственности.
Беда, если мальчика воспитывают как девочку. Автор наблюдал подобное в крайнем варианте, консультируя мальчика, страдавшего тяжёлым неврозом. Мать любовалась красивым сыном и, подчёркивая его нежную красоту, отрастила ему пышные и длинные волосы, причёсывала его как девочку. Она одевала его в рубашечки с кружевами и воланчиками. Вместе с мамой и её подругами он шил, вышивал, играл. С мальчиками ему запрещалось общаться: «Они грубые, жестокие и неаккуратные». А потом он пошёл в школу. Вид этого несчастного, отвергаемого как мальчиками, так и девочками, вызывал острую горечь.
Итак, подойдём к главному в воспитании мальчика и девочки – к воспитанию истинной мужественности и истинной женственности.
Существует установка на желательность рождения сына или дочери; точно так же имеются установки на то, каким должен быть мужчина, как должна выглядеть и вести себя женщина. С осознанием себя мальчиком или девочкой приходят и установки «каким быть».
Установки формируются воспитанием, условиями жизни, средой, опытом жизни. У одного мальчика складываются установки как на нечто рыцарское, а на женское- как на возвышенное, хрупкое, требующее защиты и уважения; у другого же установки на мужское как на грубое, сильное, агрессивное, а на женское- как на чувственное, физиологическое, что следует завоевать лишь как собственность. Различны установки на мужское и на женское и у девочек. Основные, самые прочные установки формируются до семи лет, а от них во многом зависит судьба человека, выбор им жизненного пути. И детям необходимо внушить установки на истинное в мужественности и женственности.
Мужественность и женственность- фундаментальные основы личности. Эти основы природны, врождённы и заданны как одно из условий выживания человеческого рода, поскольку для выживания нужна была как продуктивная мужская агрессивность, отвага, так и умиряющая, привносящая мир женственность. Женственность- стабилизирующий фактор в котле человеческих страстей. Влияние женщины на мужчину огромно. В присутствии истинно женственной мужчина становится лучше, она вдохновляет его на благородные поступки, на подвиг. С другой стороны, истинные мужчины побуждают женщину сохранять женственность и в нашем сложном, многотрудном мире.
Мужественность и женственность обеспечивают гармоничность личности. Красота, сила и ловкость без истинной мужественности и женственности могут служить злу, как может служить злу и разум безнравственного. Девочка ловка и грациозна, чистоплотна, умеет вкусно готовить и шьёт. Это хорошо, но это ещё не женственность. Мальчик и девочка всесторонне развиты, получают надлежащее образование, но и это не мужественность и не женственность.
Что же тогда истинная мужественность и женственность? Веками складывалась и утверждалась мужская и женская роли. Ребёнку нужны отец и мать, но столь же необходимо, чтобы они были различны, гармонично дополняли друг друга. И веками утверждалось понятие мужественности как великодушия, как тенденции к защите слабого, стабильности и справедливости.
Истинная женственность- это богатейшая интуиция, высочайшая способность к пониманию других, к сопереживанию и отзывчивости, тонкость чувств, нежность, стремление к стабильности, терпеливость к будничности.
Очевидно, что мужественность- это сила и натиск, это самоутверждение, но ещё больше- жизнь для других. Очевидно, что женственность- это духовная сила слабости, прекрасное в природе человека. Мужественность и женственность питают друг друга, и нет первого без второго. Это инь и ян, небо и земля, жар и холод. Нет воспитания, а стало быть. нет полноценной личности без формирования в ребёнке черт истинной мужественности или истинной женственности.
Без воспитания истинной женственности развивается истероидность с демонстративностью, крикливостью, расторможенностью и грубостью, агрессивностью, примитивной сексуальностью. Истинно женственная трансформирует сексуальность в высшие ценности: в любовь к избранному ею мужчине, в семью и материнство. Псевдоженственная расторможено сексуальна. Псевдомужественный не муж и не отец, а псевдоженственная- не мать и не жена.
Девочку преимущественно воспитывает мать. Отец любит дочь, восхищается ею, побуждая быть женственной, нежной и грациозной, являясь для неё образцом истинной мужественности. Девочке достаётся больше внешних проявлений родительской любви, но, чтобы это не взрастило в ней эгоизм, мать требовательна к дочери.
В девочке прежде всего воспитывают отзывчивость и доброту. Если в возрасте после трёх лет она не понимает, что мать устала, отец раздражен, а бабушка себя плохо чувствует, у неё отсутствует начала женственности.
Девочку учат осмотрительности, осторожности. Ей суждено стать женщиной, дарить жизнь, и. оберегая себя, она оберегает будущее. Слишком дорогой ценой расплачивается неосторожная девушка за ошибки. Девочку не с переходного возраста, а с самых первых лет готовят к материнству. Ей рано поручают заботу о младших детях в семье, подчёркивая их прелесть и беззащитность, обучают уходу за ними и радости общения с ними. Это происходит естественно- сначала куклы, затем младшие сестрёнка и братишка.
Естественно, девочку учат чистоплотности, и к трём годам она осваивает навыки женской гигиены, стирает свои носочки,а после трёх лет и трусики. К пяти- шести годам девочка должна уметь следить за своей причёской, одеждой, обувью, быть опрятной. Аккуратной, понимать, что ей к лицу, иметь зачатки хорошего вкуса, держать спинку, ходить легко и изящно. Уметь вести себя за столом.
Умные матери дарят дочери фартучек раньше, чем нарядное платьице. С самого раннего возраста её учат вначале в игре, а затем и в реальной жизни навыкам домоводства: готовить, штопать, мыть и стирать, сервировать стол. Хорошо, если к пяти годам она будет уметь пришить пуговицу, подрубить носовой платок, выстирать своё бельё, почистить картошку. Конечно, многое ещё у неё будет получатся неумело, но нанало положено. Научившись одному, она смелее освоит другое. Главное- дочь должна как можно раньше понять, что для благополучия и уюта в доме нужен постоянный труд.
И всё- таки основное в воспитании девочки- морально- нравственное становление её личности. Без нравственности нет и мужественности, но она воистину стержень женственности. Когда говорят: женщина учитель мужчины, более всего имеют в виду морально- нравственное воздействие женщины на мужчину. Говорят ведь, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а её женственной- сильный, настоящий мужчина. Благодаря этому обстоятельству в сыне одинокой женщины, если она женственна и в своей женственности слаба, рождается потребность защитить её, позаботится о ней, стать сильным
Итак, воспитание истинных женственности и мужественности- это прежде всего нравственное воспитание.
Американский психолог В. Уайт полагает: к концу третьего года жизни ребёнок настолько сформировался как личность, что практически его будущность уже предопределена, каким будет человек, как сложится его судьба и жизнь. Автор адресует книгу тем, кто истинно любит ребёнка, ибо все клянутся в любви к нему, но отнюдь не все отдают ему всё тепло своего сердца, сетуя потом на чёрствость и эгоизм собственных детей и внуков.