Татьяна Харьковская
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 47 «Лучик»
город Тамбов
«Речевая готовность ребенка к школе»
Воспитатель
Харьковская Т. А.
Тамбов 2020
Речевая готовность ребенка к школе.
Темочки:
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения его грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее:
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса.
5. Сформированность грамматических систем.
6. Владение связной речью.
1. Правильность произношения звуков.
До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СВПЛЁНОК вместо ЦЫПЛЁНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребенка самостоятельно назвать все показываемые вами картинки. Если в процессе обследования будут выявлены звуковые замены, то, необходимо обязательно их устранить до начала обучения ребёнка грамоте. Работу нужно начинать с воспитания у ребенка слуховой дифференциации звуков.
УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.
Чёткое различение всех звуков речи на слух является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова МИШКА и МИСКА ребёнок может различить только при условии чёткой дифференциации звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковы.
Важно знать, что неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем - и в письме. Развить у ребёнка способность к различению звуков могут сами родители.
Для этого нужно всеми возможными способами показать разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. Например, при неразличении звуков Ж и Ш звук Ж связываем с жужжанием жука, а звук Ш (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш) с шумом леса. Звук С можно отождествить со звуком вытекающей из крана воды или со свистом; звук Р – с карканьем вороны. После того, как ребёнок научится различать звуки на слух их можно связать с соответствующими буквами, а далее нужно поупражнять ребёнка в различении этих же звуков в словах.
Звуковой анализ слов.
Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов – это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.
Ребёнку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему на слух словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в слове РОЗА?». КАРТИНА, СЫР, ЛАМПА, ВОРОНА, ЛАНДЫШ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР.
Ребёнок должен уловить лишь само наличие звука в слове.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 – 5 годами. С целью проверки у ребёнка состояния связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на картинке, например: «Зимние забавы».
Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картинке связный рассказ, посвящённый теме «Зима».
Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно – следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок и приучение ребёнка внимательно следить за развитием действия. Для овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок.
Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа; пересказ просмотренного мультфильма; рассказ о событиях прошедшего дня; рассказ об интересной прогулке, об экскурсии; заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше); составление рассказа по данному его концу (что было до этого)
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей. Ребёнок научится понимать, что рассказ «с чего- то начинается и чем- то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.
Самое главное – используйте любую возможность для общения с ребё нком: по дороге в детский сад, на прогулке, во время приготовления ужина.
Читайте детям больше наших русских сказок! Используйте журналы: «Весёлые картинки», «Мурзилка»- очень ценный материал.