Багрова Ольга Николаевна
Консультация для родителей «Как научить малыша подпевать»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как научить малыша подпевать"
Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни - целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его. Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для детского сада.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить малыша подпевать“» размещена в разделах
«Как научить малыша подпевать?
Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни.
Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни - оживленно.
Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Птички».
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например,
«Ладушки». Мама играет с ребё нком и поет:
1. Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. Да!
После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.
2. Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
Да!
3. Кулачки сложили,
Кулачками били: Тук-тук, тук-тук,
Тук - тук - тук.
Да!
4. Ладушки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля.
Да!
5. Ладушки устали,
Ладушки поспали. / Соединив ладошки, прикладывают их к щёчке. /
Баю-баю, баюшки,
Баю-баю, ладушки.
Да!
Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе с взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков. Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.
Вы поете песенку "Птичка" :
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела. Ай!
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении - уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед.
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка).
Поет, поет моя Танечка,
Поет, поет хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет, поет свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один - пойте вместе с ним.
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т. д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.
Песенка «Баю-баю!».
Перед пением покажите малышу куклу «Таню». Рассмотрите, какая Таня нарядная - красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку.
Поете и укладываете куклу.
1. Баю-баю-баю,
Куклу раздеваю.
Куколка устала,
Целый день играла.
2. Положи, Танюша,
Щечку на подушку.
Вытяни ты ножки,
Спи, скорее крошка.
3. Баю-баю-баю,
Баю-баю-баю!
Таня засыпает,
Глазки закрывает.
Малыш начинает подпевать «баю-баю» и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т. д. Еще один шаг вперед!
Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами, например, песенку «Птички» на народную мелодию, сл. И. Плакиды.
Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни - целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для детского сада.
Консультация «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у дошкольников»
На сегодняшний день большое внимание на музыкальных занятиях уделяется обучению детей правильному пению. Такая методика обучения позволяет формировать у ребят основные певческие навыки.
Основные средства формирования и развития певческих навыков:
1. Певческая установка.
2. Хоровые навыки (ансамбль и строй);
3. Вокальные навыки (певческое дыхание, дикция и звукообразование).
По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются.
В возрасте от 2-3 лет ребенок должен петь в сопровождении взрослых и для разучивания берутся самые простые песни. Далее уже к 4-5 годам дети могут исполнять песни и самостоятельно, и коллективно.
При этом песни поются напевно, выразительно, слова произносятся ими четко и звуки передаются правильно.
При обучении пению детей обязательно должны учитываться физиологические особенности.
Так, голосовые связки у них тонкие и короткие, размер гортани в три раза меньше, чем у взрослого, меньше и объем легких.
Благодаря этому звуки, издаваемые детьми легкие и высокие, но слабые.
При обучении маленьких детей лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям.
До 6 – 7 лет все занятия пением для детей носят игровую форму и длятся недолго, всего по 30 минут.
Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста
Интонации голоса
Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос.
Для этого подойдут игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации: радость, удивление, восторг, грусть и др. В повседневной жизни эти оттенки в голосе ребенку уже знакомы, поэтому будет проще приобщить его к музыке, ведь схожие интонации присущи и музыкальным ритмам.
Речь
Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Для этого существует артикуляционная гимнастика, а также упражнения для развития дикции, скороговорки и чистоговорки.
Они помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.
Дыхание
Очень важным является постановка дыхания. Правильное дыхание дает возможность ребенку регулировать силу воспроизводимого звука. Рекомендации по обучению детей пению и охране детского голоса
-Занятия с детьми необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении.
-Пение должно быть естественным, нефорсированным.
-Удерживать детей от длительного громкого пения.
-Выбор песенного репертуара осуществлять с учетом диапозона детского голоса.
-Количество песен на музыкальном занятии подбирается с учетом возрастных особенностей дошкольников.
-Учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
- Не петь на улице при низкой температуре воздуха.
-Недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых.
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА- это правильное положение корпуса при пении, от которого во многом зависит качество звука и дыхания.
-сидеть (стоять) ровно, не сутулясь;
-корпус и шею не напрягать;
-голову держать прямо, без напряжения;
-дыхание брать свободно;
-петь естественно, избегая резких звуков;
-рот открывать горизонтально, а не растягивать в ширину;
-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Для закрепления певческих навыков нужно,чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье, тогда интерес и внимание к музыке у детей будут устойчивыми. а их деятельность более успешной.
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
В современном мире бытует мнение, что занятия пением (вокалом) не так важны, как общеобразовательные дисциплины. Поэтому часто родители относятся к этому виду музыкальной деятельности не внимательно.
Однако, такой взгляд ошибочный.
Почему?
Давайте разберемся…
Чем полезно пение?
Психологическая, эмоциональная защита
Мы все, а дети особенно, тоскуем по сильным и ярким эмоциям, и песни такой голод удовлетворяют. Эмоциональный голод объясняется еще и тем, что мы мало играем с детьми, стараясь быстрее их обучить, воспитать, развить. Недостающей игрой может стать совместная песня. Известно, чтобы пережить неприятность, обиду, лучше всего загрузить руки: «Когда руки работают, нервы спят». Но как пережить «приступ» счастья, острую радость? Вот здесь песня и поможет.
Интеллектуальное, когнитивное развитие
Песня с ее обязательными повторами (и основного текста, и тем более припева) — прекрасное средство обогащения словаря и мышления ребенка. Есть исследования того, как пение помогает иностранным студентам усваивать произношение слов, погружаться в культуру другой страны.
Воспитательное воздействие
Песни, которые выдержали испытание временем, очень просты. Но в песенном тексте проступают формулы поведения, выбора оптимального варианта поступка. События в песне – условность, но чувства поющего условными не назовешь, они всегда всерьез.
Эстетическое воспитание:
красота образов («бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза», и старинной речи (русские народные песни)
красота мелодии, которая будто бы повторяется, но играет все новыми отблесками
красота самой жизни в мелочах, которые мы так часто не замечаем («Речка движется и не движется, вся из лунного серебра»)
Речевое развитие
Пение улучшает практику разговорной речи и произношение, совершенствует речевые функции. Тренируя дикцию можно справиться с таким дефектом, как заикание.
Общеукрепляющее воздействие на здоровье ребенка
Петь полезно для сердца, для легких. Галина Вишневская в молодости вылечила туберкулез, уходя в лес и распеваясь, напрягая легкие. Певцы обычно живут долго, хотя не все придерживаются здорового образа жизни. Видимо, человечество запело раньше, чем начало говорить, и древние эти структуры оживают в нас, даруя здоровье. При правильной постановке голоса человек испытывает удовольствие от пения, не чувствует усталости.
А что делать, если Ваш ребенок не хочет сам петь?
Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения?
Вот несколько советов:
Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.
2Пение, песня – это работа эмоций, укрепление и воспитание эмоций, каждая песня – маленькая школа чувств, которая становится большой поддержкой на будущее, ведь песни у нас замечательные.
Песня – это вообще знак того, что можно жить с удовольствием. Кто, если не поющий, научит этому?
Используемая литература:
Список использованных источников:
1. Кацер О. В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с. 21, №2-2005г., с. 223. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2
3. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
4. Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
8. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь». М. : Просвещение, 1985.
9. Битус А. Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
10. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5.