Ольга Сидорова
Консультация для родителей «Культура поведения и взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы
"Культура поведения и взаимоотношений. "
Культура поведения не ограничивается «детским обществом». Она реализуется и во взаимоотношениях с взрослыми, но в общении ребенка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Если ребенок вежлив и приветлив с взрослыми, готов им помогать и сотрудничать с ними, это всегда вызывает у них положительную реакцию. Аналогичное поведение в отношении сверстников может вызвать, как это ни странно, и противоположную реакцию: порой детей удивляет «слишком воспитанный» ребенок, они могут даже смеяться над его хорошими манерами. Значит, воспитание культуры поведения и взаимоотношений должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять. Конечно, главное во взаимоотношениях между людьми - их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно и то, в какой форме человек выказывает свое искреннее отношение к другим людям. Внешние формы выражения могут оказаться неадекватными внутреннему состоянию. Бывает и наоборот - формы общения приятны, уважительны, а по сути, человек испытывает совсем противоположные чувства к объекту общения.
Публикация «Консультация для родителей „Культура поведения и взаимоотношений“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
Уже в дошкольном возрасте каждый ребенок - индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются каждым ребенком по-разному. Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием и осознанием чувства личной необходимости в жизни общества. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
Необходимо обучать ребенка правилам и нормам общения и поведения. При этом нужно помочь детям понять, что делать что - то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к другим мнениям.
Родители должны объяснить своим детям, как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например, показать и дать подержать свою игрушку, назвать своё имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что сам любишь, и спросить, что любит собеседник. Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны считать чем-то отрицательным, неприятным. Их надо стремиться использовать конструктивно. Важно поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравиться. Стремление к доброжелательной атмосфере, наличие хороших контактов, между взрослыми необходимы, особенно в тех случаях, когда у ребенка возникают проблемы.
С раннего возраста приучать ребенка к чистоте и порядку. Всегда, умывая или купая ребенка, делать это радостно, восторгаться результатами: «Ах, какой ты у меня чистенький, красивый!». Не допускать того, чтобы малыш долгое время находился в грязной одежде, мокрый. Приучать пользоваться носовым платком и салфеткой во время еды. Учить в общении с людьми - взрослыми и детьми - здороваться и прощаться. Всегда поощрять за выполненные действия. Не стоит бояться давать малышу вилку. Как можно раньше целесообразно давать и нож (не острый). Это надо делать для того, чтобы с самого начала для ребенка было привычным пользование разными приборами, чтобы он всегда (а не в праздники - напоказ) ел красиво, чтобы ему было удобно и комфортно есть ножом и вилкой. И пусть вначале малыш просто держит в левой руке вилку, а в правой нож, а ест только вилкой, он все равно привыкает к этим приборам и постепенно осваивает умение владеть ими свободно.
Итак, первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов- упражнений поощряемых родителями.
На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, ребенку начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, родитель больше внимания уделяет осознанию ребенком значимости правил этикета. Можно немного рассказать об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах. Следует обучать ребенка конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих. В настоящее время издается много книг для детей на эту тему, например, «Азбука вежливости» Л. Васильевой-Гангнус, которые помогут родителям.
Советы родителям :
- не требуйте от детей выполнения, какого- либо правила поведения, если сами не всегда ему следуете; несогласованность в требованиях, предъявляемых детям, может у ребенка чувство растерянности, обиды;
- задумайтесь над своим отношением к нравственным поступкам.