Евгения Юнусова
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка»
«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливой садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский[/i]
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Неоспорим тот факт, что основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Сейчас, в период нестабильности в обществе и в мире, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Что такое Родина? Где она? Почему я должен любить ее?
Многие малыши знают, что «страна наша называется Россия, что столица у нее – Москва». Знают, что это — наша Родина. Только для маленьких детей все это только слова и факты. Территория на карте мира. Ее надо любить. А почему – не понятно.
Важно помнить, что для ребенка любимо то, что знакомо, дорого, где ему хорошо.
Тепло маминых рук, пышные бабушкины оладьи на завтрак, старые дедушкины ходики, терпеливо отмеряющие часы, дни, десятилетия. Дорога от дома до школы или детского сада, речка, куда мы бегаем купаться – все это наше, родное и близкое. Аромат скошенной травы, запах сдобной булочки, веселое: «Раз, два, три — Елочка – гори!». Это именно то, что наполняет собой слова «дом» «Родина», «Россия». Именно в это все мы влюбляемся с детства. В катание с горки, тонкую ленту реки и переливы колос. Блины к масленице, елка в новый год, народные песни за столом, добрые сказки на ночь - вот она – Родина!
Особенно хотелось бы обратиться к молодым родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть.
В настоящее время эта проблема актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. А ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отеческим ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение.
Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.
«Да зачем всё это нужно в век – то современных технологий?» скажете Вы, взрослый человек.
Ответ придёт сам собой. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость отцовских объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Без компьютеров и «стрелялок», без кукол Барби, Бэтмэнов и Шрэков. Ребёнок под звуки «попсы» не уснёт. Ему необходима тишина и покой, ему нужны добрые слова и сказки про красивых и сильных героев.
Задумайтесь! Когда вы как мама, папа рассказывали ребёнку сказки? Когда последний раз были на экскурсии в своём любимом городе? Показывали ли ему свои любимые места? Что рассказывали о себе, о своём детстве, о родных и о родственниках?
Какие слова вы ему говорите об Отчизне, о вашем отношении к Родине?
Вспомнили? Поэтому просим вас: рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте те знания, который даёт им детский сад. Читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Пение народных песен за столом, сказки на ночь, потешки и прибаутки (для маленьких) имеют просто магический эффект – народная культура становится частью обычной жизни. Она проникает в детское подсознание, устанавливает прочную связь между отдельной личностью и народом в целом.
Может быть, пробовать воссоздать тот или иной народный ритуал у себя дома, чтобы дать ребенку возможность не просто услышать, но и попробовать и поучаствовать? «Тещины блины» по четвергам на масленичной неделе, купание в проруби, окрашивание яиц к Пасхе. Колядки и святочные гадания. Народные ритуалы несут в себе добро и позитив, а все то, что нам нравится, мы охотно передаем по наследству. Радость от совместной деятельности рождает интерес к народным традициям, позитивное отношение к родной культуре и желание быть ее частью.
Дети очень любят семейные традиции. Они становятся для них маячком счастья. Возникает связь: Россия + культура + традиции =дом. А дом, это самое любимое место. Знакомить детей с традициями народа не на словах, а на деле — лучший способ воспитания патриотических чувств.
Невозможно научить любить что-либо. Любовь можно только передать.
Если учитель музыки не любит свой инструмент, то он никогда не привьет эту любовь ученику. Если родители не любят свою страну, свою культуру, то, сколько бы учителя не твердили – ребенок не научится любить. Он научится лишь повторять за другими, не испытывая при этом собственных патриотических чувств. Это значит, что воспитывая патриота, родители должны ими быть.
Семья, где родители с гордостью рассказывают ребенку о том, что он живет в прекрасной стране, где есть все, что нужно для жизни человека. О том, что каждый является частью своей Родины, и каждый в силах сделать ее еще прекраснее и счастливее. Это все то, что мы делаем каждый день. Говоря о том, как велико значение каждого гражданина, рассказывая о том, чем занимались их предки, обращая внимание на то, как важна была деятельность каждого из них.
Ребенок, воспитанный на патриотических ценностях ставится более счастливым и успешным. Тот, кто любит свою Родину, не завидует другим и не осуждает. Тот, кто знает, что он важен, сможет больше отдать, следовательно, больше получить (закон вселенной).
Рассказывая ребенку о подвигах российского народа, никогда не нужно негативно упоминать другой народ. К примеру, рассказывая детям о Великой Отечественной Войне, не акцентируйте на том, что враги были — немцы. Врагами были фашисты. Фашизм — зло. Идеология, а не народ. Они такие, потому что фашисты, а не потому, что немцы.
Важно помнить, что нет идеальных народов и людей. Все мы прекрасны, потому, что все мы уникальны. Наш народ уникален, как и сотни других народов. Любить свою культуру и уважать культуру других. Растить патриота своей страны – благородное дело, взращивать ненависть к другим народам – преступление.
Как воспитать маленького патриота
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: больницы, школы, детского сада, почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.