Получи документы

Консультация для родителей «Развитие личности дошкольника»

Боброва Ольга
Консультация для родителей «Развитие личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – критический период для развития не только психических процессов, но личности ребенка в целом.

*Довольно часто приходиться сталкиваться с мнением, что современные дети стали другими, поколение Зет меняет поколение Альфа.

Развитие индивидуальных особенностей каждого человека зависит от двух факторов: первый фактор – это уникальный индивидуальный генотип, а второй – среда, в которой происходит разворачивание этой генетической программы.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие личности дошкольника“» размещена в разделах

Как показывает современная наука, среда оказывает очень сильное влияние на развитие мозга ребенка. При этом современная среда значительно отличается от той, что была раньше. С изменение среды меняются и возрастные нормы, то, что раньше считалось отклонением, сейчас, возможно, уже является нормой.

*Из-за изменения среды, у детей довольно часто встречается отклоняющиеся развития. С чем это связанно?

В современном мире много рисков, приводящих к отклоняющемуся развитию. К таким рискам, например, относятся наличие родовой травмы по типу гипоксии (кислородное голодание, недоношенность, кесарево сечение.

Другой фактор риска – негативные средовые влияния в первый год жизни младенца, когда происходит интенсивное формирование подкорковых и глубинных структур мозга. К ним можно отнести нарушения взаимодействия между мамой и ребенком. Многие мамы сейчас сильно загружены, иногда не могут себе позволить достаточное время находиться дома с ребенком. Такая ситуация может приводить к негативным эмоциональным переживаниям младенца, что, в свою очередь, - к отставанию в развитии глубинных структур мозга, которые как раз активно формируются в этот период.

После года, когда начинает активно созревать кора больших полушарий, которая, как известно, связана с развитием высших психических функций ребенка, сложных навыков – школьных, коммуникативных, появляются другие факторы риска, одним из которых являетсявиртуализация той среды, в которой развивается ребенок.

*Что такое виртуальная среда?

Эта та среда, которая противоположная реальной. Есть реальный мир и есть виртуальный, в котором ребенок взаимодействует с миром через посредника – это могут быть телевизор, гаджеты, компьютеры, телефоны и другие средства, с которыми ребенок сейчас проводит много времени.

*Без таких средств сложно представить современный мир, они прочно вошли во все сферы нашей жизни и дети их успешно осваивают. Почему нас это тревожит?

Проблема в том, что современные дети очень рано соприкасаются с виртуальным миром. Раньше в компьютерные игры начали играть дети школьного, чаше всего подросткового возраста, а сейчас даже дети раннего возраста начинают активно пользоваться разнообразными гаджетами.

*Какие риски таит столь раннее погружение в цифровой мир?

Многие родители даже не подозревают, насколько опасен цифровой мир. Иногда они даже не осознанно дают ребенку планшет, телефон, чтобы он был чем-то занят, не мешал им заниматься своими делами.

Цифровая зависимость проявляется наиболее ярко и имеет дальнейшие серьезные исходы, если развивается в раннем, дошкольном возрасте.

Вторая проблема – это гиподинамия, снижение двигательной активности детей, что особенно критично в дошкольном возрасте. Находясь в виртуальном мире, ребенок мало двигается, мало осваивает новые двигательные навыки и программы.

*Чем больше ребенок двигается, тем интенсивнее его развитие?

Если ребенок в дошкольном возрасте проводит много времени за гаджетами, у него, например, начинает отставать в развитии кинетический механизм в работе мозга, которые связан с переключением от одного действия к другому, от одной двигательной программы к другой, что в дальнейшем может приводить к проблемам в развитии речи, письма, мышления.

Третий фактор риска развития ребенка в виртуальной среде заключается в формировании неадекватного и искаженного восприятия реального предметного мира. При взаимодействии ребенка с предметом у него происходит обработка информации через разные сенсорные каналы.

У ребенка, проведшего в дошкольном возрасте много времени в виртуальном мире, в школе может возникнуть дезадаптация и серьезные проблемы в развитии школьных навыков.

*Виртуальный мир формирует искаженные образы мира?

Соотношение цветов в реальном и виртуальном мире разное. Когда ребенок воспринимает объекты через компьютер или телевизор, он не получает правильное представление о предметах. У современных детей идет явный «перекос», смещение в сторону виртуального, нереального. Это порождает неправильные образы. Мозг взаимодействует с миром через формируемые им образы.

Четвертый риск – это следствие третьего, он связан с тем, что у ребенка плохо формируется «социальный мозг». Если ребенок большую часть времени взаимодействует с виртуальными персонажами, у него формируется односторонний, плоский образ социального мира.

Пятый риск заключается в том, что у ребенка возникают проблемы с формированием механизма произвольной регуляции и контроля, который связан с лобной корой больших полушарий.

*Сегодня любую информацию можно найти в интернете и обойтись без учителя…

Учитель – это не просто передатчик информации, а человек, который снимает глубинный страх у ученика (от дошкольника до взрослого) перед новым знанием. Наш мозг так биологически устроен, что он страшиться новых знаний, ему проще функционировать в знакомом и устойчивом мире.

Взаимодействуя с учителем, ребенок быстро и эффективнее осваивает новые знания и навыки. А виртуализация процесса обучения очень ограничивает эту важную роль.

*Виртуальный мир значительно повышает риск развития аутизма?

Количество детей с расстройством аутистического спектра в современном мире значительно взрослого. Такая тенденция появилась примерно 10-15 лет назад, именно тогда, когда стали активно развиваться виртуальные технологии, когда все больше в жизни ребенка начал входить интернет, компьютерные игры и разные социальные сети. Если у ребенка есть предрасположенность к развитию аутизма, то раньше она могла и не появиться, потому что не было подобных факторов риска. Сейчас же аутичная виртуальная среда повышает риск формирования аутичного мозга.

*Виртуальный мир опасен для ребенка, однако процесс цифровизации неизбежен. Как свести риски к минимуму?

Цифровизация в современном мире происходит хаотично, без глубинного осознания процесса. Если мы понимаем, что в дошкольном возрасте виртуальный мир представляет особую опасность, то мы должны ограничить взаимодействие дошкольника с виртуальным миром.

*Рисков развития детей в эпоху цифровизации достаточно много. Однако считается, что дети сейчас развиваются значительно быстрее : раньше осваивают те или иные способности и умения.

Среда может задействовать определенные механизмы в работе мозга и начать их быстрее развивать. При этом стоит учитывать, что все попытки раннего обучения ребенка, например, чтению, это тоже риск.

*На что ориентироваться родителям, чему обучать детей?

Главная задача взрослых – не навредить. Важно отслеживать, как ребенок растет, развивается, что ему интересно. Довольно часто родители пытаются навязывать ребенку разнообразные интересы, рано развивать какие-то навыки. При этом идут не от ребенка, а от своих представлений о том, как он должен развиваться. Например, у знакомых ребенок в три года начал читать. Родители пытаются и своего научить тому же, навязывают чужие модели, о которых где-то услышали, прочитали или увидели. Это может приводить к серьезным проблемам в развитии.

Мы мало знаем о развитии мозга, поэтому нам приходиться ориентироваться на поведенческие особенности ребенка, на его индивидуальную траекторию развития. Очень важно умение чувствовать ребенка.

*Как ребенка увлечь тем, что ему интересно, что у него не получается и дается с трудом?

Это сложная задача, которую решает психолог, работая с ребенком. Сказать ребенку – просто делай задание, недостаточно. Ни в коем случае не нужно заставлять, что, кроме всего прочего, повышает риск появления эмоциональной травмы у ребенка, страхи, тревожности. Здесь должно быть не наказание, не навязывание, а тонко выстроенный процесс.

Необходимо правильно выстраивать систему подкрепления ребенка, давать то подкрепление, которое позволит ему делать сложные и новые задания, требующие больших затрат энергии.

Часто используется внешнее подкрепление – похвала, оценка, материальное вознаграждение (иногда даже деньги). Это не правильно. Это может привести к тому, что ребенок начинает что-то выполнять не ради самого процесса, а ради этого подкрепления – оценки, конфетки, похвалы… А важно сделать так, чтобы ребенок полюбил сам процесс, а не его результат.

Когда у ребенка начинает получаться, нам необходимо вместе с ним искренне радоваться, а когда не получается, то искренне переживать с ним неудачу. В таком взаимодействии ребенку начнет нравиться сам процесс, так как значимый для него человек испытывает те же эмоции, что и он. И это ключ к успеху в развитии ребенка.

Важно не только радоваться успеху ребенка, но и сопереживать его неудаче. Нельзя обесценивать то, что у ребенка что-то не получилось, говорить: «Да ладно, не переживай, в следующий раз получиться». Это неправильная позиция. Надо, например, сказать ребенку, что это было действительно сложное задание, но он старался. И тогда ребенок не будет обесценивать ситуацию неуспеха, когда пойдет в школу, не будет говорить «Да потом получиться, не страшно», когда неправильно выполнит задание. Откуда берется это обесценивание? Оно идет с дошкольного детства, когда мама обесценивает неуспех и неудачи ребенка.

Воспитатель: Боброва Ольга Владимировна

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие личности дошкольника»
Опубликовано: 17 мая 2021 в 08:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Боброва Ольга (УИ 1793321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД