Наталья Жолобова
Консультация для родителей «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия ребенка. Причины и профилактика.
Цель: расширение представлений родителей об особенностях агрессивных детей.
Задачи:
• Формировать представление родителей о причинах появления агрессии
• Познакомить родителей со способами профилактики
Публикация «Консультация для родителей „Агрессия ребенка, Причины и профилактика“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Агрессия - форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда человеку или другому живому существу. Условно это понятие делится на две ветви: враждебную, которая имеет единственную цель, это причинение вреда и инструментальную, с ее помощью человек добивается чего-либо.
Очень часто в группах детского сада можно встретить ребенка с признаками агрессивного поведения. Он осознанно причиняет вред окружающим детям, наносит побои, обзывает, отбирает игрушки. Из-за чего эмоциональная обстановка в группе становится сложной. Многие дети жалуются родителям на обидчика и отказываются посещать детский сад. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Зачастую агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Однако, как и все остальные дети, нуждается в заботе и ласке со стороны взрослых, в их помощи, т. к. его поведение - это прежде всего проявление его внутреннего дискомфорта. Жесткое отношение родителей и их равнодушие приводит к нарушению отношений во взрослой и в детской среде, а также укрепляет уверенность и том, что его не любят. Как изменить ситуацию – решение, именно этой проблемы стоит перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Такие дети не могут оценить свое поведение, свои поступки и, тем более изменить его. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир этих детей беден, в их душе преобладают негативные представления о мире.
Причины детской агрессии
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Соматические заболевания, врожденные физические дефекты.
3. Агрессивность, как средство психологической защиты.
4. Различные нарушения семейного воспитания:
• Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии, при этом агрессия проявляется как способ привлечения внимания.
• Недостаточное исполнение родительских обязанностей (плохое питание, недосмотр, несвоевременное обращение за медицинской помощью).
• Депрессивное состояние родителей, жестокое обращение с детьми или с другими членами семьи, невнимание к ребенку, постоянное запугивание;
• Вседозволенность и потакание всем детским желаниям, невнимание родителей к опасным переменам в поведении ребенка, отсутствие взаимопонимания и контакта с ребенком;
• Поощрение нежелательных действий: положительное подкрепление агрессивного поведения.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
1. Способствовать формированию навыка у ребенка выражать свое недовольство вербально, использую корректную, приемлемую в благополучной социальной среде лексику
2. Соблюдать принцип постоянства и последовательности в требованиях и поведении по отношению к ребенку
3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением : остановить обращением, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).
4. Пресекать любые агрессивные действия : останавливать спокойно, используя словесные алгоритмы с минимальным количеством слов.
5. Обсуждать поведение только после успокоения и при отсутствии посторонних.
6. Вменить какую-либо обязанность, показать его значимость.
7. Обидные слова, адресованные взрослому (в состоянии вспышки агрессии у ребенка, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
8. Не имеет смысла угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
9. Дать понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания (творческие, спортивные).
10. Сохранять спокойный эмоциональный тон или игнорировать реакции ребенка.
11. Нельзя оскорблять ребенка, проявляя свою слабость
12. Обращать внимание окружающих на хорошие поступки.
13. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
14. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет или вылепит из пластилина и скомкает и т. д.)
15. Помните, что какие – либо запреты икрик– самые неэффективные способы преодоления агрессии. Необходимо понять причины такого поведения и исправить их, тогда мы сможем добиться положительных результатов.
Игры
Упражнение «Мышеловка»
Задачи: Снятие агрессивности, развитие навыков общения.
Проведение: Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – мышка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить мышку. Если водящему долго не удается выбраться из мышеловки, взрослый может попросить детей помочь.
Упражнение «Это я, узнай меня»
Задачи: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.
Проведение:
Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.