Татьяна Полунина
Консультация для родителей «Игры в жизни ребенка»
▼ Скачать
Играя – оздоравливать, играя – воспитывать,
играя – развивать, играя – обучать!
У ребенка есть страсть к игре, и ее надо
удовлетворять. Надо не только дать
ему время поиграть, но пропитать
этой игрой всю его жизнь.
А. Макаренко
Публикация «Консультация для родителей „Игры в жизни ребенка“» размещена в разделах
Играть с ребенком надо с первой минуты появления его в детском саду и до того торжественного дня, когда ДОУ выпускает своего воспитанника в школьную жизнь. Игра… Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких.
Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах, развиваются способности и формируется Личность ребенка.
Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, лучше учатся.
Игра важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослого, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими людьми.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия не осознано и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому, дети растут крепкими, сильными и ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить.
«Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину» (Д. В. Менджерицкая).
Игры бывают разные, одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей
Можно выделить несколько наиболее трудных моментов пребывания малыша в дошкольной организации. Прежде всего, это адаптационный период, а также утренние часы при расставании с родным человеком.
Замечено, если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если воспитатель умеет переключить их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Игрушек такого рода в группе и в физкультурном зале должно быть достаточно.
Кроме того, можно придумать множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стульчик кукол, дети показывают им, как правильно подлезть под скамейку, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом – то, что ребята многократно самостоятельно повторяют движения, внося в них что-то новое.
Стараться значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступные для маленьких детей мяч, обруч, скакалка. Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера – дети обыгрывают их.
Например, обруч может «превратиться» в машину, в домик, в гнездышко… Затем в детские игры входят боле сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и т. д.
Разноообразие пособий вызывает у ребенка интерес к движениям, предупреждает у него развитие двигательных стереотипов, активизирует творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.
Движения являются одним из средств общения маленьких детей. Сначала воспитатель в группе и инструктор по физической культуре учат каждого ребенка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая никому. Одновременно настойчиво ищем возможности объединения в совместной деятельности сначала двоих, а затем и нескольких детей. В играх с движениями это сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности. Например: в «машине» (обруче) могут «ехать» двое – водитель и пассажир (меняясь ролями). Или - дорожку из строительных пластин для утренней гимнастики строят все, а затем идут по ней друг за другом.
Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщает ребенка к коллективу, к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна.
Программа воспитания в детском саду предусматривает два основных вида двигательной деятельности: организованную и самостоятельную. Так вот, наибольшее время в режиме дня малышей составляет самостоятельная деятельность. Она является наименее утомительной из всех форм двигательной активности.
В самостоятельной деятельности малышей большое место занимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Разнообразие движений, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает ее особенно интересной и желанной для малыша.
Учитывая, что самостоятельная деятельность меньше всего находится под руководством взрослых, педагогу необходимо держать в поле зрения всех детей. Малоподвижным, а их детском саду около 25%, подсказать интересную игру, помочь в развитии двигательных умений и навыков. А других, с большой подвижностью, учить действовать целенаправленно, осознанно управлять своими движениями, заниматься более или менее спокойными играми. И тут же бесцельная беготня превратится в увлекательный сюжет, особенно если есть какие-либо атрибуты для игры : шапочки с изображение зверей, птиц, самолетов и др. ; различные вещи для «ряжения»; нагрудные знаки т. п. Очень полезны многофункциональные предметы: они могут служить в игре чем угодно в зависимости от ситуации. Это кубики, коробочки, части конструктора, морские камешки и т. д. Такие игрушки стимулируют воображение.
Иногда полезно объединить в играх активных и малоподвижных детей. Одни видят удачные действия других, стараются подражать, берут пример со сверстников. Происходит и общение, и взаимное обучение.
Детям раннего дошкольного возраста вполне доступны сюжеты, соответствующие темам музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики, прогулки. Действия в этих играх элементарны и непродолжительны: трое – четверо ребятишек старательно маршируют, а один подает команды. Иногда они берутся за руки и пытаются организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, возможности действовать самостоятельно.
Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.