Оксана Кривцова
Консультация для родителей «Русские народные музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Русские народные музыкальные инструменты»
«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник»
Публикация «Консультация для родителей „Русские народные музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т. д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.
Музыка нужна малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.
Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.
Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.
У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.
Немного истории
Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Например, русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.
Русские народные музыкальные инструменты подразделяются на 3 группы: струнные (те, у которых есть струны, духовые (инструменты, звук на которых извлекался при помощи выдувания) и ударные (на них звук извлекался при помощи удара).
К струнным инструментам относятся балалайка, гусли и домбра.
Часто использовали древние люди и духовые инструменты. К ним относили рожок, жалейку, свирель, кувиклы.
Самыми популярными на Руси были ударные инструменты. Наибольшей популярностью среди них пользовались ложки, трещотки, бубен, бубенцы.
На фото – народные инструменты славян
В настоящее время в моде другие, более современные музыкальные инструменты, с электронной начинкой и множеством функций. Но хочется верить, что интерес к народным инструментам не угаснет со временем. Ведь их звучание самобытно и неповторимо.
Музыкально – дидактические игры
Речевое упражнение «Оркестр»
Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье.
Как называется музыкант, который играет на данном инструменте.
Задания для игры:
• На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто… (домрист,
• а на баяне —? (баянист).
• А на гармони играет кто… (Гармонист).
• А на ложках играет кто? … (Ложкарь).
• На флейте —? … (флейтист)
• А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
• А кто играет на балалайке? (балалаечник)
• На барабане играет…? (барабанщик,
• А на жалейке… (жалейщик).
• А на свирели —? (свирельщик)
«Определи инструмент» Для развития тембрового слуха
Игровой материал: 2 трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.
Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.
«Музыкальные загадки».
Игровой материал: металлофон, бубенчики, треугольник, бубен, трещотки, ложки.
Ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой находятся музыкальные инструменты и ведущий. Ведущий проигрывает мелодию. Дети отгадывают, что за инструмент звучит. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
«Беги к инструменту русского народного оркестра».
В разных местах зала лежат музыкальные инструменты. Под музыку дети гуляют по залу. Когда петрушка говорит: «Раз, два, три, девочки, к трещотке бегите!» - девочки бегут к названному инструменту, а мальчики остаются на местах.
Задания можно усложнить, например, к скрипке беги! (Бежать нельзя, т. к. скрипка не является инструментом русского оркестра).
«Музыканты»
По кругу на полу лежат музыкальные инструменты, но их на один меньше, чем играющих. Под музыку дети бегут по кругу. Музыка внезапно обрывается, дети должны взять любой инструмент. Игра продолжается, пока не останется один победитель. Петрушка играет с детьми.
«Загадки»
Угадать, о каком инструменте идет речь.
Колокольчики на нем,
По нему мы громко бьем,
С ним играть сейчас мы будем,
Дайте в руки звонкий…. (бубен)
Очень весело и четко
Затрещит сейчас…. (трещотка)
Если скучно нам немножко.
То возьмем мы в руки…. (ложки)
Звон летит во все концы.
То играют…. (бубенцы)
Очень весело и поет,
Если дунете в нее,
Не палочка, не трубочка.
А что же это?. (дудочка)
В озорные три струны
Все в России влюблены…. (балалайка)
Деревянные ладошки,
А звучат, как будто ложки,
Ну-ка, дайте мне ответы,
Что же это…. (кастаньеты)
Сам Садко на них играл,
И душевно напевал,
Перебрал он много струн,
Вышел из моря Нептун! …. (гусли)